Главная » Файлы » Для родителей » Консультация психолога

Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-инвалидами.
23.10.2017, 14:12

Использование приемов изобразительной деятельности в работе с детьми и подростками-инвалидами выступает как метод коррекции, привлекательность которого состоит в том, что в нем используются в основном невербальные способы самовыражения и общения. Изобразительная деятельность апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам и тесно связана с творческими возможностями ребенка.

   

Формирующийся в процессе творческой деятельности опыт, осознание своих возможностей, развитие новых умений позволяет воспитанникам более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяет диапазон их социального и профессионального выбора. Изобразительная деятельность дает им новые возможности успешного самопредъявления, самовыражения, обретения чувства личной ценности, самоуважения, изменения отношения к себе и другим, ослабляет внутренние и внешние конфликты. Атмосфера творческих занятий создает условия для самопознания, самоанализа, что расширяет диапазон личного творческого опыта, способствует оптимистичному построению жизненной перспективы. Рисование положительно влияет на эмоциональное и физическое состояние. Коллективная изобразительная деятельность способствует формированию навыков коммуникации (рисование портретов друг друга с последующим обменом рисунками позволяет обнаружить расхождения между тем, как члены группы воспринимают самих себя и как остальные воспринимают их). Поощряется готовность ребенка выражать внутренние переживания, не беспокоясь о художественных достоинствах своих произведений.

Рисунок позволяет выразить в символическом виде эмоции, чувства, переживания, способствует развитию адаптивных ресурсов ребенка, его психологической устойчивости к травмирующим жизненным ситуациям. Используются все доступные формы изображения от спонтанных каракулей, где проявляется подсознательное автора, до своих ощущений, настроений. Пробуждается фантазия в работе с ассоциациями в ответ на стимульные слова «любовь», «ненависть», «красота», «свобода». Попытка описать свои переживания по окончании работы дает выход заблокированным эмоциям. Даже если ребенку пока трудно проговорить, или осознать свою проблему, он включается в процесс рисования, лепки, выражая при этом свое состояние через цвет, форму, нажим и энергию движения руки в процессе рисования. Это помогает снять неосознанное психическое напряжение.

Через созерцание продукта своей деятельности ребенок обретает чувство успеха. Приходит успех и в общении, оно становится более конструктивным. Работая с бросовым материалом (листьями, песком, глиной, камешками), превращая его в красивые панно, он приобретает способ взглянуть на свою проблему с такой же гибкостью и пластичностью.

Для детей и подростков очень важна оценка результата их работы. Поэтому при планировании занятий с детьми-инвалидами учитывается особенность заболевания, индивидуально подбираются способы и приемы деятельности. Материалы для изобразительной деятельности отличаются разнообразием: наборы карандашей, фломастеров, акварель, мелки, воск, пластилин, пальчиковые краски и т.д.

В качестве основы для изображения используется не только бумага, но и стекло, пленка, пластик, картон и др. Если ребенок не удерживает карандаш или кисточку, ему предлагается рисовать тюбиками с детским кремом и цветной солью, что дает возможность включать в процесс рисования ребенка на ранних этапах, когда другие виды этой деятельности ему еще недоступны.

Цели занятий могут варьироваться от развития мелкой моторики и цветовосприятия до решения личностных и межличностных проблем.

Техника рисования тюбиком с кремом.

Под оргстекло в качестве фона кладется белая, черная или цветная бумага. Для рисования используется пластиковый тюбик с кремом. На дистальном крае стола располагаются прозрачные пластиковые баночки с солью, окрашенной яркими пищевыми красителями в основные цвета и бумажные салфетки для удаления излишков крема с рук и оргстекла. Эстетика рабочего места играет значительную роль в мотивации ребенка на занятие.

Занятие проводится в три этапа. Первый этап – мотивация ребенка к деятельности. На этом этапе после установления контакта используется небольшой рассказ, стихотворение, сказка, стимулирующая воображение (воссоздающее или творческое) соответственно зоне актуального развития ребенка. Например, для самых маленьких:

«Дождик, дождик – капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал – не разрезал,

И устал, пе-ре-стал!»

Психолог предлагает нарисовать такой дождик вместе с ребенком.

Второй этап – реализация основной цели занятия. Так как программа занятий с каждым ребенком составляется индивидуально (психолог следует за клиентом), выбор цели варьируется от укрепления мышц рук, разработки суставов до релаксации и развития воображения и фантазии.

Основной этап занятия начинается с выбора ребенком фона будущего рисунка. Цветная бумага выбранного цвета кладется под стекло. Детский крем наносится на любую часть кисти, которой будет выполняться рисунок, в данном случае «дождик». Ребенок изображает тучку и штрихи – капельки. Взрослый удаляет излишки крема с рук ребенка, если требуется (только с разрешения ребенка), слегка с помощью салфетки корректирует рисунок. Затем нарисованные картины оживляются с помощью цветной соли. Способ нанесения соли подбирается соответственно возможностям ребенка. Если ребенок не может захватить и удержать соль в сомкнутых пальцах, нанося ее на рисунок, насыпаем соль на салфетку, переворачиваем оргстекло кремовым рисунком вниз и прижимаем, слегка похлопывая кулачком или ладошкой. Кристаллы соли прилипают к крему и рисунок становится окрашенным. В такой технике можно выполнять самые сложные разноцветные рисунки, поэтапно нанося цвета.

На третьем этапе занятия побуждаем ребенка к беседе, соответствующей теме и цели занятия. Беседа содержит рефлексивный блок. Ребенок дает обратную связь психологу о том, что понравилось на занятии, чему научился ребенок, как он себя чувствует и т.д. Ситуация анализа способствует формированию сферы самосознания ребенка (например, самооценки).

От занятия к занятию усложняем задания. От рисования пальцами или ладошкой переходим к рисованию тюбиком крема. Варьируя размер отверстия, выполняем рисунок кремовой линией или точками. Чем чаще и регулярнее проводятся занятия, тем точнее становятся движения ребенка. От рисунка постепенно переходим к написанию печатных букв, если ребенок готовится к обучению. При отработанном навыке тюбик с кремом заменяем на тюбик с силикатным клеем. Цветная соль прочно фиксируется клеем, избытки соли удаляются встряхиванием. Цвета наносятся поочередно.

Если ребенок уже может захватить щепотку соли, то он наносит ее на клеевой рисунок сверху, каждый цвет отдельно. Постепенно усложняем задания, переходим к аппликации из крупных кристаллов соли, каждый из которых наносится отдельно, получается красивый «витраж», но такое стекло уже нельзя использовать повторно (силикатный клей не смывается со стекла).

Продуктом своего творчества ребенок распоряжается по своему усмотрению (показывает другим, оставляет для участия, например, в выставке, или дарит кому-либо). Это стимулирует социальную активность ребенка, способствует самоутверждению в детском коллективе.

Рисование кремом и солью имеет и эффект релаксации, который усиливается добавлением в кремы соль ароматических масел. И тогда нарисованный, например, апельсин не только оранжевый, но и пахнет как апельсин.

С помощью рисования кремом ребенок получает возможность без страха, что краски прольются на одежду в результате неловких движений, осваивать белее сложные техники, что повышает его самооценку. Для этого крем смешивают с пищевыми красителями и используют для рисования по аналогии с письмом картин масляными красками в технике мазка. Такое рисование плавно готовит ребенка к рисованию на бумаге, снимает у ребенка страх, что у него что-то плохо получится, т.к. под рукой всегда есть салфетка.

Описанная техника используется как самостоятельное действие, как этап консультирования, как вспомогательное средство для облегчения вхождения в контакт, как способ релаксации. Тревожные дети легче идут на изображение своих проблем с помощью рисунка кремом, т.к. его невозможно сохранить и кому-либо показать: провел рукой – и нет рисунка. Но терапевтический эффект при этом все равно имеет место. Изобразил то, что беспокоит, преобразовал, уничтожил изображение – и стало легче.

Хорошие результаты достигаются и в совместном рисовании с ребенком в тех случаях, когда между ребенком и взрослым необходимо установить эмоциональный контакт и доверительные отношения. Такое рисование можно использовать как один из элементов нахождения точек соприкосновения в случае решения детских межличностных конфликтов. При этом оргстекло с нанесенным белым кремом устанавливается вертикально между конфликтующими сторонами, (имитация барьера общения), затем, рисуя, дети «открывают» пространство взаимодействия друг с другом.

Техника лепки из теплого воска.

Еще одной доступной для детей с ДЦП техникой является лепка из теплого воска. Воск хорошо держится на оргстекле и плотном белом картоне, образуя выпуклый цветной рисунок.

До начала лепки ребенок знакомится со свойствами воска, разминая его в руках. На первых занятиях рука ребенка плотно обхватывается рукой взрослого до тех пор, пока ребенок не почувствует себя готовым к самостоятельной работе. Таким образом, в процессе лепки теплый воск и все действия ребенка с ним активизируют тактильные рецепторы, которые вызывают ощущения приятного расслабления, стимулируют проявление целой гаммы позитивных эмоций (радости, удивления и др.), что, в конечном счете, способствует развитию личностной сферы ребенка.

В процессе занятий с ребенком-инвалидом необходимо соблюдать следующие правила:

- не начинать занятие без желания ребенка (насилие блокирует творчество), установить доверительную атмосферу, быть партнером, а не наблюдателем, непринужденно выполнять параллельно все, что предлагается ребенку, обмениваться впечатлениями, эмоциями;

- поощрять ребенка, акцентировать внимание на удавшихся сторонах его работы, быть готовым к превращению ошибки в достоинство работы;

- подбирать не только яркий, красивый, добротный материал, но и доступные приемы для работы.

Речь, сопровождающая занятие, должна содержать элементы гипнотического повествования (например, сказки) с использованием эпитетов, метафор, изменения голоса. Это создает атмосферу необычности, таинственности происходящего и дает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

Подводя итоги, следует обобщить те преимущества, которые получает ребенок в процессе занятий:

- ребенку предоставляется возможность для выражения агрессивных состояний в социально приемлемой форме. Рисование является безопасным способом разрядки напряжения.

- подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербального общения.

- содержание и стиль творческой работы предоставляют огромную информацию не только взрослому, но и самому ребенку, который научается интерпретировать и осознавать глубинный смысл своих творений.

- помогает укрепить взаимоотношение ребенка с другими участниками совместного творчества. Элементы совпадения в рисунках членов группы ускоряют развитие эмпатии и положительных чувств, способствуют смягчению конфликтов, нахождению точек соприкосновения, дают основу будущей дружбе.

- способствует возникновению чувства внутреннего контроля, структурированности действий во внутреннем плане и порядка в мыслях.

- развивает и усиливает внимание к собственным чувствам и неосознанным желаниям. Рисунок возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения, позволяет экспериментировать с ними.

- усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

 

Литература.

1. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

2. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии. Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000.

3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986.

4. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком, 1998.

5. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006.

6. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. — СПб.: Европейский дом, 2000.,

7. Соловьева Т.И. Сказки, рожденные цветными свечами. - //Школьный психолог № 24 2007.

8. Соловьева Т.И. Рисуем кремом на стекле. - //Школьный психолог № 21, 2007.

 

 

Категория: Консультация психолога | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 55 | Загрузок: 0 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: