Главная » Файлы » Для родителей » Консультация логопеда

Признаки расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста
27.04.2017, 13:49

В последнее время к специалистам, работающим с детьми с различными нарушениями развития, всё чаще обращаются родители детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). РАС рассматриваются как группа нарушений развития, которые затрагивают все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, двигательную, а также восприятие, внимание, мышление, память, речь. Сегодня в мире данное расстройство встречается у одного из 68 детей.

Чтобы понять и распознать наличие данного расстройства у ребенка родителям надо внимательно следить за его поведением, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет. На что именно следует обратить внимание?

Особенности развития детей с РАС

Возраст ребенка

Признаки проявления РАС

0-3 месяца

Ø Неуверенная опора на предплечья. Плохо удерживает голову в положении лежа на животе. Одновременное движение головки и плечевого пояса (в горизонтальной плоскости: то в одну, то в другую сторону). Периодами одновременное подтягивание ног к животу, биение обеими ножками по поверхности постели. В кистях рук, в трёх крайних пальцах периодически появляются волнообразные движения.

Ø Отсутствие или недостаточная реакция на слуховые раздражители.

Ø «Взгляд в себя», «в никуда», отсутствуют фиксация взгляда на лице человека, прослеживание взглядом.

Ø Тенденция к принятию эмбриональной позы. Плач, сменяющийся состояниями безучастности, вялости. Зажмуривание и отстранение от объятий матери. Не смотрит на мать, когда она обращается к нему, негативизм к тактильному контакту (особенно при переодевании). Не взаимодействует, когда мать держит его на руках.

3-6 месяцев

Ø Нет попыток взять игрушку или предмет и манипулировать ими. В целом деятельность стереотипна и нецеленаправленна. Часто раскачиваются на коленях, не ползают.

Ø Не может ухватить игрушку. Если вложить игрушку в руку, целенаправленных манипуляций не осуществляет.

Ø Не реагирует на звук, находящийся вне поля зрения. У некоторых отмечается гиперчувствительность к отдельным звукам.

Ø У многих наблюдается зрительная гиперчувствительность, испуг при включении света.

Ø У многих нет гуления, достаточно чётких фонем, не появляются первые слоги. Сохраняется низкий горловой, похожий на утробный, крик; отсутствует плач.

Ø Задержка узнавания лица матери. Не дифференцирует мать. Не протягивает ручки взрослому, как бы прося взять на руки. Не пытается подражать. Не различает живое и неживое. Возможна фиксация взгляда на лице матери (но не «глаза в глаза»). Своих и чужих дифференцирует плохо и без выраженной эмоциональной реакции.

6-12 месяцев

Ø Большинство ходит, держась за руку взрослого, долго не

переходит к самостоятельной ходьбе. Походка «деревянная», порывистая, некоординированная. Часто ходьба на цыпочках. Ходьба и бег часто появляются фактически одновременно. Мышечный тонус чаще снижен, реже изменён по гипертоническому типу. Общая моторика развивается медленно, увеличивается разрыв с возрастной нормой.

Ø На собственное имя часто не реагирует. У части детей гиперчувствительность к звукам, некоторые не реагируют на звук, несмотря на отсутствие нарушений слуха.

Ø Фиксирует взгляд на объектах со спокойной, монотонной динамикой: текущая вода, сыплющийся песок и т.п. Зрительный контакт не устанавливает или устанавливает кратковременно и формально («взгляд сквозь»). Настойчивый поиск определённых зрительных ощущений.

Ø Мутизм (отказ от речи) или отдельные слова номинативного характера (существительные), не связанные с объектом. «Мама» (папа, баба), «дай» без обращения. Избирательное отношение к словам. Задержка понимания обращённой речи, избирательная реакция на речь.

Ø Отношения с матерью иногда по типу «симбиоза» (сверхпривязанность), некоторые «не видят» мать. Обследует людей как неодушевлённые предметы. Детей (особенно своего возраста) старается избегать, часто проявляет агрессию по отношению к ним. Не указывает пальцем на интересующий объект. Не пытается разделить свои впечатления, эмоции с другими. Примитивные манипуляции с неигровыми предметами или использование игрушек не по назначению. О витальных потребностях может сигнализировать, но без обращения. Задержка формирования навыков опрятности.

12-18 месяцев

Ø Ходит либо крайне осторожно, либо порывисто, импульсивно. Становятся более выраженными стереотипии: серии прыжков, вертится вокруг своей оси, совершает повторные машущие движения пальцами или всей кистью. Более высокий уровень ловкости в привычной обстановке, чем в непривычной. Попытки развития навыков общей и тонкой моторики недостаточно успешны и неравномерны по результату. У части детей — явное предпочтение использования периферического зрения. Контакт «глаза в глаза» малодоступен. Многие не любят яркого света, некоторые не боятся темноты, любят быть в тёмной комнате. У многих сохраняется стремление к обнюхиванию и облизыванию.

Ø Нарушения пищевого поведения: может быть крайне избирателен в предлагаемых продуктах, еда может вызывать брезгливость, опасливость, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим могут пытаться съесть несъедобную вещь.

Ø Речевое развитие искажено и нарушено в разной степени:

отказ от речи; отдельные слова, слабо соотносимые с предметом; эхолалии; слова-штампы, фразы-штампы; запоминает и воспроизводит ритмически организованные фрагменты текстов (отрывки из стихотворений, рекламные слоганы). В речи отсутствует обращение. Понимание обращённой речи отстаёт от нормы, но иногда маскируется ассоциативными реакциями. Отставание формирования речевого слуха.

Ø Вместо обращения за помощью — констатация потребностей. Речь, жесты, мимика, позные реакции в целях общения не употребляются или употребляются очень мало и не вполне адекватно. Иногда воспроизведение стихов, песен без осмысления содержания. У некоторых развиваются симбиотические отношения с матерью, у части детей — «не замечает», «не видит» мать.

Ø Отвержение помощи при обучении и в быту или, наоборот, чрезмерная зависимость от неё; стремление к постоянству в окружающем. Неразвито двигательное подражание. Запаздывание формирования бытовых навыков, навыков самообслуживания и опрятности. Игра примитивная, стереотипная, манипулятивная, лишенная подражательности и элементов сюжета, часто используются неигровые предметы.

18-24 месяца

Ø В части случаев регресс в двигательной сфере. Практически всегда отставание от уровня возрастной нормы. В произвольных движениях мешковатость, неуклюжесть, хотя в спонтанной двигательной активности нередко пластичность. Много стереотипных манипуляций с предметами: постукивания, верчения, перекладывания из руки в руку и др. Иногда обострение нетипичных проявлений и страхов, связанных с сенсорным восприятием. Отчётливые трудности формирования целостного сенсорного образа (фиксация внимания на деталях).

Ø У части детей регресс в речевом развитии вплоть до мутизма. В других случаях — слова-штампы, фразы-штампы, комментирующие фразы, короткие и часто аграмматичные, редко — «нормально» развитая некоммуникативная «взрослая» речь, интонационно обедненная.

Ø Недоразвитие и/или нарушение коммуникативной функции жестов, мимики, других невербальных средств общения. Многие не узнают на фотографиях близких и себя.

Ø Отношение к контакту с другими людьми неоднозначное, контакты с детьми игнорируются, либо отмечается страх детей. Даже с близкими общение в основном формальное и ограниченное. Реакция на словесное обращение, в том числе на обращение по имени, часто отсутствует. Нет совместного внимания (трудно привлечь внимание к определённому объекту, сам к интересующим его объектам привлечь внимание других не стремится). В части случаев приостановка или регресс в развитии навыков опрятности, бытовых навыков. Стремление к самостоятельности отсутствует или ослаблено и (или) искажено.

 

При выявлении перечисленных выше особенностей следует иметь в виду, что каждый случай очень индивидуален: РАС может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными симптомами.

Не вызывает сомнений важность раннего выявления РАС у детей поскольку это первый и необходимый шаг для своевременного начала комплексной лечебной и психолого-педагогической коррекционной помощи. Если у родителей возникли подозрения, что у ребенка имеется данное расстройство, то для диагностики этого заболевания необходимо обращаться к детскому психиатру. Специалист сможет на основании осмотра и обследования поставить точный диагноз и дать рекомендации по лечению и развитию ребенка.

(По материалам пособия «Выявление риска развития расстройств аутистического

спектра в условиях первичного звена здравоохранения у детей раннего возраста»,

составитель: Морозов С. А., к.б.н.)

 

Категория: Консультация логопеда | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 319 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: