Главная » Файлы » Для родителей » Консультация логопеда

Стимуляция речевой активности у детей с синдромом Дауна в процессе обучения глобальному чтению
11.04.2018, 10:19

Педагоги, работающие с неговорящими детьми с синдромом Дауна, знают, как сложно бывает вызвать у них любые формы речи. Исследования, проводившиеся в разных уголках мира на протяжении многих лет, подтверждают наличие специфических трудностей, которые дети с синдромом Дауна испытывают в развитии речи, если они вынуждены воспринимать ее только на слух. Происходит это главным образом из-за проблем со слухом, с обработкой звуковой информации и недостаточности работы кратковременной слухо-речевой памяти. Эти трудности существенно нарушают способность детей к усвоению первых речевых навыков, а отставание в этой области, в свою очередь, ведет к увеличению задержки развития познавательной деятельности.

Основные структуры, необходимые для обучения, формируются у ребенка в течение первых лет жизни. Все остальное, что человек узнает и чему учится в своей жизни, он будет строить на этом фундаменте, вокруг этого ядра. Л.С.Выготский отмечал: дошкольник способен к обучению по определенной программе, но «саму программу, он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой», т.е. необходимо соответствие методов обучения и способов его познания.

Одним из  эффективных средств помощи солнечным  детям в преодолении речевых, языковых и когнитивных трудностей может стать чтение. Ученые полагают, что  обучение глобальному чтению способствует развитию навыков правильного использования грамматического строя языка и улучшению произношения.

Автором этого метода (который родился примерно в 50-годы XX века) можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана.

Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

Эта методика обучения чтению успешно реализуется  даже не в качестве обучения детей грамоте, а как двигающая сила в развитии вербальной речи у детей с синдромом Дауна.

Вся коррекционно-развивающая работа по развитию речи даунят должна быть построена таким образом, чтобы четко прослеживалась преемственность между педагогами и семьей в этой работе. По речевым инструкциям педагога или родителя (в устной форме и по табличкам) дети  следуют режимным моментам, выполняют различные поручения. Именно поэтому важную роль приобретает тесное взаимодействие с родителями

Задачи, которые  необходимо ставить и решать в процессе работы:

- создание ситуации успеха., у детей с синдромом Дауна  мотивация к усвоению новых навыков и знаний может снижаться из-за негативного опыта учебы, если этот опыт не отслеживается и тщательно не компенсируется. Они часто  негативно относятся к различным логопедическим заданиям, требующим вербального контакта, поэтому работа по обучению чтению становится отправной точкой в процессе преодоления застенчивости, негативизма.

- обучение детей пониманию устной формы речи и письменной речи на основе зрительного восприятия.

- развитие образной памяти, наглядно-предметного мышления, восприятия речи, которая в сознании ребенка впервые соотносится с целостной структурой, графическим знаком – словом.

- развитие мелкой моторики рук и пространственного восприятия.

- расширение знаний об окружающей действительности, активизация познавательной деятельности ребёнка.

Итак, как упоминалось выше,  суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный или красный. Высота букв должна быть  не менее 5 сантиметров. В ходе работы необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Вся работа по обучению глобальному чтению проводится поэтапно.

Первый этап. Картинный словарь.

  

Первый этап включает в себя знакомство ребенка  с картинками и их названиями. Используются картинки/фотографии с изображением знакомых ребенку предметов, игрушек, членов семьи, домашних питомцев, других животных.

Названия картинок на данном этапе не обязательны, но если вы решили их использовать, то писать их можно либо на лицевой, либо на обратной стороне.

Чему учится ребенок на этом этапе:

- Ребенок понимает не менее 50-60 слов. Это значит, что по устной просьбе он может выделить/показать картинку при выборе из 2-4, а затем и большего количества картинок.

- Ребенок умеет подбирать пары одинаковых предметов и картинок, Например, умеет подложить яблоко к фотографии или рисунку с его изображением. Также  при выборе их 2-4-х.

- Ребенок умеет называть 15-20 картинок доступными ему речевыми средствами

Очень часто по мере того, как дети с синдром Дауна  учатся узнавать слова, они начинают проговаривать их. Не страшно, если слова при этом выговариваются недостаточно четко или исключительно  в сопряжённом виде.  Важно, что они становятся базой для дальнейшего  развития речи.

-Ребенок играет в лото. Он четко прикладывает картинку к картинке при выборе из 4-6 карточек

После соблюдения этих условий можно переходить к этапу, который заключается в использовании табличек со словами.

Второй этап. Таблички со словами.

На втором этапе, ребенка знакомят с табличками, на которых написаны слова: взрослый  читает слово  и подкладывает табличку к картинке. На картинке тоже может быть надпись: либо на лицевой, либо на обратной стороне.

Предлагает сделать  то же самое  ребенку: повторить слово (как сможет) и подложить табличку к картинке.

Если ребенок различает по слову таблички и подкладывает их к картинкам, можно закрепить соотнесение картинок и слов-названий следующим образом: Картинки раскладываются на столе  изображением вниз и надписью вверх.

Например, используются три картинки: мяч, машина, кошка.

Взрослый просит показать, "где мяч?" Ребенок, ориентируясь на слово, находит и переворачивает картинку изображением. Рисунок "мяч" подтверждает правильность выполнения. Это похоже на игру "мэмори", но карточку ребенок находит не по памяти, а соотнося услышанное слово с написанным.

На этом этапе ребенок должен научиться читать не менее 15 слов.

Дополнительные упражнения: Ребенка учат ориентироваться в табличках, то есть находить таблички по слову и подбирать из них пары. Например, найти к табличке со словом "дом" такую же.

Состав словаря. Важно помнить, что в словарь должны войти слова обозначающие существительные и глаголы.

Третий этап. Фраза.

Как только ребенок научился узнавать и различать  слова, следует складывать предложения, например, «Мишка спит», по предложенной инструкции.

Под простой сюжетной картинкой ребенок выкладывает фразу из двух табличек: Мишка спит

Взрослый задает вопросы: кто это?

Ребенок: мишка.

Взрослый. Где написано "мишка"?

Ребенок находит табличку  и кладет под картинку.

Взрослый: что мишка делает?

Ребенок: спит. Находит табличку  и кладет под картинкой

Далее прочитывается вся фраза: мишка спит

Таким образом, начинается работа над составлением предложений.

Сначала нераспространенных, впоследствии предложения распространяются и работа усложняется.

У детей, привыкших читать написанное слово целиком, как правило, увеличивается  объём внимания, памяти и они смогут, например, общаться с помощью компьютера, что  важно при дальнейшей дистанционной форме обучения. Само обучение чтению не является процессом, заканчивающим развитие «неговорящих» детей, а наоборот,  выводит их развитие  на совершенно новый уровень и является отправной точкой их дальнейшего развития. Когда навык чтения и понятийный аппарат ребёнка сформированы, можно считать, что он подготовлен к усвоению новых знаний, что в свою очередь является ступенькой к социализации и интеграции «особого» ребёнка в общество.

Категория: Консультация логопеда | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 1405 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: