Главная » Файлы » Для родителей » Консультация врача

Влияние питания детей на развитие когнитивных функций, настроение и поведение
23.10.2017, 14:00

Нейродиетология является признанным во всем мире вспомогательным методом реабилитации детей с неврологической патологией. Ни у кого в настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что питание в той или иной степени определяет психическое, моторное и эмоциональное развитие детей, а также состояние нервной системы и неврологических функций. Известно, что многие заболевания центральной нервной системы имеют полностью или частично алиментарное происхождение.

Что же представляет собой нейродиетология? Это результат слияния нейронауки, педиатрии, реабилитологии и науки о питании. Основные цели нейродиетологии – совершенствование терапии психоневрологических заболеваний посредством качественного или количественного манипулирования составом рациона питания, алиментарная профилактика болезней нервной системы, а также оптимизация психомоторного развития и интеллектуальных функций. Нейродиетология становится все более актуальным направлением современной неврологии, разрабатываемым детскими неврологами совместно с диетологами, детскими гастроэнтерологами и представителями других педиатрических специальностей.

В течение многих десятилетий в неврологии применяются специальные лечебные диеты, наиболее известными из которых являются кетогенная (фармакорезистентные формы эпилепсии), водная (синдром Меньера), безглютеновая (аутизм, синдром Аспергера), высокобелковая диета Аткинса (эпилепсия и др. пароксизмальные состояния), Файнгольда (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), Красногорского (энурез).

Установлено также, что настроение, память, внимание могут изменяться под влиянием целого ряда других нутриентов. Так, углеводы способствуют доставке триптофана (предшественник серотонина – вещества, отвечающего за настроение) в головной мозг, а белки – препятствуют. Неврозы и психозы могут быть результатом дефицита в рационе ω3--полиненасыщенных жирных кислот, а их прием оказывает положительное влияние на дистимию. Минеральные вещества с лечебной или профилактической целью также достаточно часто применяются в детской неврологии. Коррекция содержания кальция в организме используется в комплексном лечении эпилепсии, гидроцефалии и других заболеваний ЦНС. Установлено, что цинк препятствует повреждению гематоэнцефалического барьера, нормализует поведенческие реакции и моторику.

Влияние диеты на течение неврологических заболеваний может быть и опосредованным, например, через иммунную систему. Так, ограничение потребления насыщенных жиров и увеличение в рационе количества полиненасыщенных позволяет воздействовать на аутоиммунный компонент рассеянного склероза (уменьшение частоты и интенсивности обострений).

Особенное влияние питание оказывает на центральную нервную систему детей грудного и раннего возраста, у которых головной мозг в этом периоде интенсивно развивается. Объем головного мозга за период от рождения ребенка до достижения им 6-месячного возраста практически удваивается, а к двум годам утраивается (по сравнению с объемом при рождении).

Дефицит основных нутриентов, эссенциальных витаминов и минеральных веществ во время беременности может оказывать неблагоприятное влияние на развитие, а впоследствии - функции головного мозга. В частности, дефицит йода способствует нарушению развития и формирования мозговых структур плода, а дефицит или избыток витамина А (ретинол) может обладать тератогенными свойствами в периоде эмбриогенеза. В первые месяцы и годы жизни головной мозг ребенка чрезвычайно чувствителен к дефициту белка, железа, йода, а также некоторых других нутриентов; одновременно может отмечаться повышенная чувствительность (гиперсенситивность) ЦНС к избыточному содержанию в питании отдельных нутриентов, в особенности аминокислот (например, при фенилкетонурии или тирозинемии). Чаще всего неспособность новорожденного или грудного ребенка усвоить в полном объеме необходимую ему пищу ограничивает поступление с питанием энергии, а также жиров и углеводов (наряду с белками). У новорожденных детей с некоторыми «врожденными ошибками метаболизма» отмечается накопление в крови высоких уровней аминокислот, поступление которых в головной мозг в высоких концентрациях может приводить к развитию необратимой умственной отсталости. Дефицит и нарушения обмена кальция, нередко сочетающиеся с недостаточностью витамина D, не менее значимы. Физиологические функции кальция, помимо прочего, включают раздражение нервов и проведение нервных импульсов, что не может не сказаться на показателях психомоторной сферы ребенка. Влияние пищи на когнитивные функции детей наиболее отчетливо проявляется в утреннее время. Нарастание уровня глюкозы после потребления углеводистой пищи улучшает время реакции. Считается, что потребление пищевых жиров, наоборот, способствует снижению времени реакции. Внимание - более стабильный показатель, который в меньшей степени зависим от углеводного компонента пищи в утреннее время; в более позднее время оно может снижаться под воздействием углеводов в больших количествах.

«Чистые» углеводы (не содержащие примеси белков и жиров) улучшают память (преимущественно оперативную или краткосрочную), но могут вызывать ощущение усталости, а следовательно, ухудшать внимание и время реакции (эти эффекты зависят также от времени суток). Вообще память чрезвычайно чувствительна к любым манипуляциям с пищей.
Доказано влияние на когнитивные функции витаминов В6 , В12 и фолиевой кислоты. Фолиевая кислота обладает антидепрессивным действием. В настоящее время в числе болезней ЦНС, при которых проводится диетологическая коррекция когнитивных функций, можно перечислить следующие: аутизм и синдром Аспергера, СДВГ, дислексия, диспраксия, эпилепсия, мигрень, болезнь Хантингтона (хорея Гентингтона) и т.д. Недостаточность эссенциальных жирных кислот (ЭЖК) является одной из причин дефицита внимания. Линоленовая кислота успешно применяется для коррекции когнитивных дисфункций у детей с СДВГ.

Известно, что эмоциональный фон зависит от уровня серотонина, поэтому многие исследования фокусируются преимущественно на изучении тех питательных веществ, которые оказывают явное влияние на уровень триптофана (предшественника серотонина). Для осуществления в ЦНС синтеза серотонина триптофан, представленный в пищевых белках в сравнительно малых пропорциях, должен попасть в головной мозг. Уже в периоде новорожденности дети демонстрируют положительные реакции на пищевую стимуляцию, отдавая предпочтение продуктам, имеющим сладкий вкус. Пища с горьким (или горьковатым) вкусом вызывает у них отрицательные эмоции (об этом можно судить по их характерному гримасничанью). Поскольку грудное молоко имеет сладковатый вкус, а токсины естественного происхождения – горький, вполне естественно, что предпочтение, оказываемое сладкой пище с рождения, сохраняется у детей и в последующие годы. В экспериментальных условиях неоднократно демонстрировалось, что сладкая пища, а также рационы питания с высоким содержанием жиров стимулируют высвобождение в организме эндорфинов (эндогенных опиоидов), что и определяет вкусовые предпочтения.

По достижении определенного возраста многие дети любят шоколад, обычно оказывающий положительное влияние на их настроение, хотя достоверного научного обоснования этому феномену пока нет. Все попытки продемонстрировать, что именно психоактивные вещества, присутствующие в шоколаде (теобромин, гистамин, триптофан, серотонин, фенилаланин, тирамин и др.), ответственны за описываемое действие, не увенчались успехом. Наиболее приемлемое объяснение описываемого эффекта шоколада – это влияние входящих в его состав сахара и жиров, поскольку именно они представлены в этом продукте в оптимальном соотношении, что, по-видимому, способствует высвобождению эндогенных эндорфинов.

Влияние питания на настроение подростков и взрослых можно рассмотреть также на примере кофеина. Это вещество относится к числу самых распространенных пищевых психостимуляторов (входит в состав кофе, чая, напитков типа колы и т.д.), а механизмы его действия сравнительно хорошо изучены. В основе указанных механизмов действия лежит конкуренция кофеина с аденозином (эндогенным веществом, вызывающим сонливость). Помимо чисто стимулирующего эффекта кофеину присуще восстановление умственной деятельности (например, при ее снижении вследствие дефицита сна). Е.И. Ткаченко и Ю.П. Успенский (2005) подчеркивают наличие у пищи когнитивных свойств (информационно-семантических). По их мнению, в настоящее время пища рассматривается «не только как вещественный субстрат, обладающий нутритивными, регуляторными и сенсорными свойствами, но и как носитель когнитивных свойств».

В свете приведенных выше данных не вызывает сомнений, что питание оказывает влияние на функции головного мозга, а следовательно, может оказывать разнонаправленный эффект на интеллект, умственную деятельность, КФ, настроение и поведение. В этой связи возможность реализации положительного влияния диеты на познавательные функции и поведение детей должна рассматриваться как одно из актуальных направлений когнитивной неврологии.

В завершение хотелось бы отметить, что к нейродиетологии на современном этапе развития следует относиться как к вторичному (вспомогательному) методу лечения, так как имеются только единичные систематические обзоры, посвященные этой теме. Доказательная база – это будущее нейродиетологии.

 

По материалам интернет – сайтов.

Категория: Консультация врача | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 967 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/15
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: