Главная » Файлы » Для родителей » Консультация психолога

Формирование базовых учебных навыков у детей с РАС
23.12.2020, 14:56

На начальном этапе работы с детьми с РАС следует уделить внимание таким задачам «Установление зрительного контакта» и «Формирование подражательной деятельности», и то и другое вызывает у детей с РАС большие трудности , а значит требует отдельной специальной работы.

Установление зрительного контакта с ребенком, и формирование положительной реакции на собственное имя - это одна из главных задач коррекционной работы, она является важной первичной ступенью во взаимодействии с детьми и их эмоционально-смысловой адаптации.

Для установления зрительного контакта с ребенком и формирования реакции на собственное имя можно использовать ряд приемов.

Сядьте на стул напротив ребенка. Назовите только его имя и одновременно подскажите ему посмотреть на вас (взглядом, жестом), поднеся любой желаемый предмет на уровень своих глаз. После того, как ребенок посмотрит на вас в течение одной секунды, сразу же отдайте ему этот предмет. На последующих занятиях, называя имя ребенка, задерживайте предъявление поощрения на несколько секунд, отмечая, смотрит ли ребенок на вас без подсказки.

По-разному закрепляйте реакции взгляда без подсказки. Обязательно положительно реагируйте, когда ребенок смотрит на вас без стимулятора (хорошо посмотрел на меня, молодец Ваня!) Это социальное поощрение.

Далее процедура повторяется, но увеличивается время удерживания  зрительного контакта в течение 5 сек., прежде чем отдать ребенку желаемый предмет.

Так же во время игры и на расстоянии  побуждайте его смотреть на вас и закрепляйте правильную реакцию. Постепенно побуждения должны стать все незаметнее. Особенно отмечайте взгляд на вас после очень незаметной подсказки.

Затем идет усложнение реакции, ребенок должен научиться реагировать  на просьбу «Посмотри на меня». Произнесите фразу «Смотри на меня», используя те же жесты. Поднесите желаемый  предмет на уровень глаз ребенка, чтобы он мог проследить его движение до ваших глаз или осторожно направьте подбородок ребенка так, чтобы глаза поравнялись с вашими глазам. Убедитесь, что ребенок смотрит точно на вас, а не на стимулятор.

При работе с детьми с РАС важно выполнять еще одну задачу - «Формирование подражательной деятельности».

В основе подражательной деятельности лежит имитация. Имитация — одно из самых важных средств, которыми пользуются дети, поскольку они становятся участниками различных ситуаций, из которых черпают свои знания. Когда дети приобретают умение имитировать действия других, изменения в их развитии становятся значительными и заметными. Овладение речью, а также совершенствование этого навыка, в значительной степени будут зависеть от умения ребенка имитировать. Повторяя роли других людей, ребенок становится более общительным, социальным и начинает демонстрировать новые навыки. Из этого можно сделать вывод, что имитация — основа обучения.

Ребенку очень трудно выполнять действия по подражанию, т.к. их выполнение связано с концентрацией внимания, зрительно-моторной координацией, поэтому  для отработки навыков требуется 2 взрослых: один дает инструкции и подсказки, а второй при необходимости осуществляет физическую помощь, для правильного выполнения заданий, исключения ошибок  и создания ситуации успеха. Инструкция должна быть четкой и краткой «Делай так, делай это, делай как я».

Необходимо сказать несколько слов о помощи в виде подсказки. Подсказка- это определенное действие, физическое или вербальное, необходимое для пробуждения и получения правильного ответа. Целью такой подсказки является - не дать ребенку ошибиться и закрепить правильный ответ. Любая подсказка выполняет свою роль только тогда, когда она не перевыполнена. То есть вам всегда нужно помнить о том, что у ребенка должно оставаться пространство для размышления над выбором правильного ответа.

Использование подсказок:

–уменьшает вероятность ошибки, и понижает мотивацию к уклонению от занятий.

–улучшает и увеличивает скорость реакции.

–улучшает внимание и сосредоточенность на учебном материале.

–уменьшает повторяемость неприемлемого поведения.

Имитация основных движений

Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Делай так», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.

Имитация действия с предметами

Поместите два одинаковых предмета на стол перед ребенком. Предъявите инструкцию «Делай так», одновременно совершая действия с одним предметом. Помогите ребенку повторить движение с другим предметом. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце концов, одобряйте только правильные самостоятельные действия. Подсказки сводятся к непосредственным физическим действиям. Выполнение имитационных действий с предметами строится «от простого к сложному», сначала ребенок нанизывает кольца на стержень, затем начинает кормить куклу, заводить машинку.

Имитация  мелких и точных движений (развитие межполушарного взаимодействия). Так же как и в предыдущей имитации, сядьте напротив, привлеките внимание и предъявите инструкцию «Делай так» вместе с показом движений. Помните, что многие дети  испытывают трудности в имитации мелких движений, движения должны быть выполнимы для ребенка, 2-й взрослый помогает выполнить действие, каждое новое действие может даваться ребенку с трудом и вызвать негативную реакцию.

Имитация произносительных движений

Попросите ребенка: «Делай так» и одновременно покажите движение ртом. В начале курса помогайте, а далее хвалите только движения, выполненные следом за показом без вспомогательной помощи.

Если вы учите ребенка артикуляции ради имитации речи, сопровождайте движения звуками. При показе движений можно использовать зеркало. Пусть ребенок смотрит сразу и на вас и в зеркало.

Выполнение простых инструкций.

Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. На первых этапах дается инструкция «делай так - встань» и одновременно демонстрируется движение. Затем только инструкция. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.

На следующих этапах ребенок выполняет инструкции в пространстве (принеси карандаш, отнеси мяч)

Ориентация в частях  тела.

1. Различение частей тела.

Сидя напротив ребенка, привлеките  внимания и произнесите инструкцию: «Покажи нос» «Дотронься до головы» помогайте ребенку находить правильную часть тела на нем самом и закрепляйте правильные действия. Со временем положительно реагируйте только на правильный выбор без подсказки.

2. Учим называть части тела.

Укажите на часть тела на себе и спросите, «Что это?». Подсказывайте только на первом этапе.

Сначала выбирайте части тела, расположенные не близко друг от друга (голова – ноги, а не глаза – нос.) Затем проводится работа по формированию представлений о латеральности (что у нас есть правая и левая части тела).

 

Категория: Консультация психолога | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 314 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: