Главная » Файлы » Для родителей » Консультация психолога |
07.07.2021, 15:37 | |
Семья, воспитывающая ребёнка с особенностями развития, попадает в непростую, и, по сути, тоже особенную ситуацию. И дело не только в том, что родителям приходится прилагать много физических усилий и тратить материальные средства для лечения и развития своего ребёнка. Очень часто такие семьи сталкиваются с существенными психологическими проблемами. Сложность психологической ситуации данных семей обусловлена тем, что:
Цикл развития данной семьи часто нарушается и сильно отличается от семьи, в которой растёт здоровый малыш. Сами родители, воспитывающие ребёнка с особенностями развития, по данным их опроса, наиболее часто выделяют следующие сложные периоды в своей жизни:
Именно поэтому у таких родителей нередко возникает синдром "эмоционального выгорания", истощения жизненных сил, погружения в депрессивное состояние, ведущее за собой и разрушение семейных отношений, в том числе, между супругами, и внутриличностные конфликты. Всё это может отрицательно сказываться на самом ребёнке, снижая эффективность процесса его абилитации и реабилитации. Для того, чтобы предотвратить или в определённой мере уменьшить этот негативный процесс, родители должны быть ознакомлены с основами профилактики синдрома "эмоционального выгорания" и с возможными методами и приёмами самопомощи в этой ситуации. Прежде всего, таким родителям может помочь адекватная педагогическая позиция и психологическая культура. Очень часто процесс адаптации семьи к заболеванию ребёнка и соответствующим психологическим проблемам зависит от уровня компетентности родителей или лиц, их заменяющих. В нашем Центре реабилитации в процессе работы творческой группы специалистов отделения реабилитации детей-инвалидов школьного возраста были выделены следующие критерии родительской компетентности: 1. Общие критерии (качества, необходимые родителям любого ребёнка):
2. Специфические критерии (качества, необходимые родителям ребёнка с ограниченными возможностями здоровья):
Владение данными компетенциями может существенно снизить тревогу родителей и повысить их уверенность в себе. По данным опроса родителей, воспитывающих детей с диагнозом ДЦП, успех ребёнка в развитии, образовании и творчестве является мощным ресурсом, помогающим преодолевать возникающие трудности и проблемы. Однако часто этого бывает недостаточно. Излишняя озабоченность воспитанием и лечением ребёнка, концентрация внимания только на его особенностях и ограничениях порой влияет на возможность личностной самореализации и позитивного мироощущения самих родителей. Поэтому важно использовать и другие важные ресурсы, предупреждающие развитие синдрома "эмоционального выгорания" и дающие пользу не только для родителей, но и для самого ребёнка, которому важно видеть дома счастливую маму, успешного папу, имеющих право на собственную личную жизнь и самореализацию. Это могут быть:
Конечно, для реализации возможностей данного вида ресурса необходима помощь родных и близких, которые могли бы заменить на время отдыха или любимых занятий маму и папу, взяв на время заботу о ребёнке с особенностями развития. И, кстати, по данным опроса, некоторые родители называют в качестве самого важного ресурса именно помощь и поддержку близких людей. Приятно также отметить, что часть родителей упоминает Центр реабилитации "Надежда" в качестве одного из ресурсов, помогающих им в лечении, развитии, воспитании их ребёнка и восстановлении собственных сил. И, в заключении, хочется пожелать всем родителям научиться находить ту "золотую середину", которая позволит им принимать активное участие в развитии и реабилитации своего ребёнка, но при этом не терять себя, беречь силы, не забывать о собственном физическом и психологическом здоровье, личностной самореализации. Это нелегко. Но это нужно!
Литература: 1. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. Учебное пособие. / составители и Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", - 2003. 2. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук "Детский церебральный паралич" - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", - 2001. 3. Левченко И.Ю,, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001. 4. Психологическая поддержка и игротерапия в детской паллиативной помощи./ под ред. Харьковой О.А., Савва Н, Лавровой К.С. - М., 2015. | |
Просмотров: 208 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |