Песочная терапия – это один из наиболее эффективных коррекционных, развивающих и терапевтических методов с длинной историей. Он позволяет решить многие проблемы, которые кажутся неразрешимыми при использовании других методов и технологий.
Для детей с РАС и иными ментальными нарушениями игры с песком - это естественная и доступная форма деятельности. Часто особенному ребенку сложно выразить словами свои переживания, страхи, в достаточной степени показать уже имеющиеся знания об окружающем мире, а игра с песком хорошо помогает этому.
Для реализации песочной терапии в Центре "Надежда" используется интерактивная, а так же классическая юнгианская и световая песочницы. Представленный спектр оборудования позволяет решить следующие задачи при работе с детьми с ОВЗ.
При использовании интерактивной песочницы повышается уровень мотивации к занятиям, снимается психоэмоциональное напряжение, расширяется объем знаний об окружающем мире, формируются навыки сюжетно-ролевой игры, успешно развиваются навыки взаимодействия и общения, стимулируется воображение, формируется переключаемость и распределение внимания. В ходе занятия, использование различных программ, предлагаемых для данного оборудования, позволяют применить его как для сеанса релаксации, так и для развития отдельных познавательных процессов, крупной и мелкой моторики.
Работа с классической юнгианской песочницей способствует решению психоэмоциональных проблем, развитию сюжетно ролевой игры, позволяет, в том числе, решить отдельные психодиагностические задачи, связанные со спецификой оценки внутреннего состояния и скрытых бессознательных тенденций, которые часто, дети с ОВЗ (в том числе с РАС и ментальными нарушениями) не могут выразить словами.
Занятия с использованием световой песочницы позволяют стимулировать работу воображения ребёнка, развивать навыки сюжетно-ролевой игры, стабилизировать психоэмоциональное состояние, активно вовлекать ребёнка в процесс творчества и созидания.
Хронометраж такого вида деятельности от 15 до 30 минут индивидуально или для пары детей предполагает активную работу клиента и специалистов (педагога-психолога и дефектолога). В ходе занятия ребёнок (дети) вступает в непосредственный контакт со специально-подготовленной средой (обеззараженным песком специальной фракции), а так же фигурками и (или) дополнительными возможностями оборудования, которые позволяют обеспечить фон (пейзаж с горами или вулканом, определённое время года и т.д.), подсветку, спроецировать необходимые изображения на песочную поверхность. Структура и наполнение занятий разрабатывается индивидуально с учётом индивидуальных потребностей и поставленных задач для каждого ребёнка или пары детей.
Противопоказаниями для проведения песочной терапии могут являться индивидуальная сенсорная непереносимость терапевтической среды (песка) или любые кожные заболевания предполагающие запрет на взаимодействие с песком.
|