Главная » Файлы » Для родителей » Консультация психолога

Развитие мелкой моторики рук детей с диагнозом ДЦП
22.02.2018, 13:37

Уважаемые родители, если вашему ребёнку поставили диагноз ДЦП, то вы неизбежно столкнётесь с проблемой развития психомоторной сферы вашего малыша. Поэтому хотелось бы очень помочь вам и дать некоторые рекомендации. Тем более что развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации необходимо ребёнку для овладения навыками самообслуживания, а также для формирования навыка письма в процессе школьного обучения.

Особенности двигательных нарушений у ребёнка с диагнозом ДЦП:

  • существуют с самого рождения;
  • тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений;
  • поддаются коррекции с помощью специальных игр и упражнений.

В связи с этим, развитию общей и мелкой моторики рук ребёнка с ДЦП необходимо уделять особое внимание, с учётом того, что разнообразные целенаправленные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и познавательного развития.

Данные игры и упражнения (представленные ниже) вполне осуществимы в домашних условиях. Однако родителям в процессе их использования для большей эффективности развивающих занятий важно помнить следующее:

1) Выбранные вами пальчиковые игры должны быть доступны ребёнку, но содержать небольшой элемент трудности. Поэтому на первых порах ему понадобится ваша помощь.

2) Эти игры должны приносить ребёнку положительные эмоции. Поэтому родителям важно заинтересовать его в выполнении тех или иных упражнений.

3) Данные игры-упражнения должны проводиться систематически (по возможности, каждый день), тем более, на выполнение комплекса из 5-6 упражнений требуется всего лишь 5-10 минут.

1 комплекс упражнений (для детей со грубым нарушением мелкой моторики рук):

Упражнение "Катание "колючего мячика"

Ребёнку предлагается покатать массажный ("колючий") мячик:

  1. Ведущей рукой: влево-вправо, вперёд-назад (6 раз);
  2. Слабой рукой: влево-вправо, вперёд-назад (6 раз);
  3. Между рук, выпрямив при этом пальчики (6 раз).

Примечания:

- в процессе упражнения желательно сопровождать движения ребёнка словами "влево", "вправо", "вперёд", "назад" для улучшения координации его движений;

- мячик можно заменить бигудями-липучками крупного размера или карандашом с ребристой поверхностью.

  

 

Упражнение «Здравствуй, пальчик!»

Большой пальчик поочерёдно прикасается к каждому из остальных пальцев: начиная с  указательного и т.д., потом - в обратном направлении -по 2 круга каждой рукой.

 

Упражнение: «Парашютик»

Одной рукой взять за середину салфетки (носового платка), поднять её повыше и отпустить (салфетка должна плавно планировать) – по 6 раз каждой рукой.

  

 

Упражнение "Ёжик"

Ребёнок собирает пальцы рук в замок. Затем поочерёдно он то поднимает и выпрямляет  все пальчики (ёжик проснулся), то их опускает, прижимает (ёжик заснул). Упражнение можно сопровождать стихотворением:

"Ёжик маленький замёрз (прижать пальцы)

  И в клубок свернулся,

  Солнце ёжика согрело - (выпрямить пальцы)

  Ёжик развернулся!"

  

 

Упражнение "Барабанчики"

Указательными пальчиками ребёнок стучит по краю стола (как барабанными палочками). Остальные пальцы при этом должны быть сложены вместе. Упражнение можно выполнять под ритмичную музыку.

2 комплекс упражнений (для детей с относительно сохранной моторикой рук):

Упражнение "Кулак - ребро - ладонь".

Положение рук №1 "Кулак" - ребёнок кладёт на стол оба кулачка, прижав пальцы к столу.

Положение рук №2 "Ребро" - ребёнок ставит на стол руки ребром, расправив ладони.

Положение рук №3 "Ладонь" - ребёнок кладёт ладошки на стол в расправленном состоянии.

Данные положения рук "Кулак - ребро - ладонь" чередуются и повторяются 6-8 раз.

Примечание: Если ребёнку тяжело выполнять упражнение, можно делать поочерёдно сначала одной рукой, потом - другой.

  

 

Упражнение "Ухо - нос"

Положение №1: ребёнок касается правой рукой носа, и одновременно левой рукой - правого уха.

Положение №2: ребёнок касается левой рукой носа, а правой рукой - левого уха.

Данные перекрёстные движения чередуются и повторяются по 6-8 раз.

  

 

Упражнение "Лезгинка"

Положение №1: Правая рука, в кулаке, ставится в согнутом положении вертикально. Левая рука прикасается к кулаку правой руки расправленной ладонью.

Положение №2: То же самое, но со сменой рук: Левая рука, в кулаке, ставится в согнутом положении вертикально. Правая рука прикасается к кулаку левой руки расправленной ладонью.

Положения чередуются и повторяются 6-8 раз.

  

 

Упражнение : "Вышли пальчики гулять"

Ребёнок сгибает и собирает пальчики вместе, оставляя выпрямленными только 2 пальца: указательный и средний. Ими он совершает по столу движение, похожее на ходьбу. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем - другой.

 

В процессе развития мелкой моторики рук можно использовать и другие игры и упражнения, в том числе с использованием различных предметов (карандаша, салфетки, катушки). Главное - делать это каждый день и с удовольствием!

Успехов вам и терпения!

 

Литература:

  1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. М.: Аркти, 2007.
  2. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М..: 2002.
  3. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. _ М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Категория: Консультация психолога | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 2003 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/16
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: