Главная » Файлы » Для родителей » Консультация психолога

Рекомендации по формированию навыков социальной игры в домашних условиях
22.11.2021, 09:53

 Рекомендации по формированию навыков социальной игры в домашних условиях

Социальная игра, от простейшей игры в "ку-ку" до сюжетно-ролевой игры в семью и др., имеет важнейшее значение в социализации ребёнка. Через игру, ребёнок познаёт мир естественным образом. Дети начинают социальные игры через "параллельное" взаимодействие. Два ребенка могут сидеть рядом и играть с песком, водой, с конструктором, осознавая присутствие друг друга, но не взаимодействуя напрямую физически или эмоционально. Такого рода игра служит мостом к более активному игровому социальному контакту.  При параллельной игре ребенок может вступить в элементарные отношения с соседом и включиться в игру на основе игрового материала. Дети с РАС имеют своё особенное восприятие мира. Им сложно понять взаимосвязь некоторых действий и слов других детей играющих рядом. Для такого ребёнка даже самая простая игра с элементарными правилами, кажется сложной и непонятной. У него есть свои игры и правила, и они зачастую не понятны нам. Попробуйте для начала сами понять его правила "особенной" игры. Это надо делать очень осторожно и терпеливо. В итоге, в своеобразной игре детей с аутизмом отмечается отсутствие процесса установления и поддержания необходимых контактов с окружающим миром и людьми (социально-коммуникативной направленности). В ряде случаев у детей могут быть сформированы отдельные стереотипные игровые действия. Но часто дети осуществляют их в одиночку. Многие даже не способны играть рядом с другими детьми. Иногда у детей с РАС сохраняется мотивация к совместным игровым действиям, но взаимодействие оказывается затруднено из-за несформированности у них способов социальной игры. Дети не владеют навыками имитационных игр, не умеют делиться игровыми материалами, не усваивают многочисленных социальных правил игры, в т.ч. не способны ждать своей очереди, совершать действия с переходом ходов и т.д.

В результате вместо игрового взаимодействия они демонстрируют эмоциональную отгороженность, уединение, неигровое поведение. Для формирования навыков социальной игры  можно  использовать следующие приемы:

- Проведение различных игр с детьми. Можно использовать игры на подражание, водить хороводные игры, игры с переходом ходов, с правилами; подвижные, дидактические; сенсомоторные, функциональные, символические и сюжетно-ролевые.

- Наглядный показ обеспечивает ребенку возможность понаблюдать, сымитировать и осуществить перенос модели социально-игрового поведения, которую продемонстрировал взрослый.

- Побуждение используется для активного вызывания нужного поведения с помощью инструкций, напоминания о том, какое игровое действие необходимо совершить, эмоционально-окрашенной речи и повторной демонстрации модели.

- Подсказка и помощь дают ребенку возможность совершить необходимое игровое действие в затруднительной ситуации. Уровень помощи может варьироваться от пассивного выполнения ребенком игрового действия (рука в руке) до однословной подсказки. По мере формирования навыка количество и уровень помощи постепенно уменьшаются. Навык считается сформированным, если ребенок может использовать его самостоятельно без подсказки.

- Использование поощрения позволяет усилить игровую мотивацию у детей. Это способствует закреплению и более частому выполнению игровых действий.  Используйте следующие виды подкреплений:  любимые игрушки; любимые игры (тактильные, подвижные, настольные, свободная игра, отдых, перерыв в деятельности, социальное подкрепление (похвала). Нужно обязательно отмечать и поощрять, даже, самые незначительные успехи ребенка, тем самым мотивируя его к последующему обучению.

Очень важно в ходе формирования навыков социальной игры – организовать игровое пространство для ребенка. Правильная организация пространства мотивирует детей с РАС на социальное взаимодействие, дает возможность усвоить социальные функции различных игровых предметов, сформировать игровые способы действий с предметами.

Проводите игры с ребенком в соответствующем месте – комнате, игровом уголке.  Это можно делать, как на  ковре, так и за столом, в зависимости от возраста ребенка и типа игры. Для того чтобы игровое пространство было привлекательным, подбираются интересные для ребенка красочные, легко узнаваемые и удобные в использовании игровые материалы. Лучше использовать разнообразные игрушки и игры, которые обеспечивают возможность обучения различным игровым действиям.

Для того, чтобы у ребенка сформировалось понятие об упорядоченности и постоянстве, нужно определить игрушкам свое место, а каждый вид игровых материалов можно расположить на отдельной полке. Для организации игрового занятия желательно взять только те материалы и предметы, которые необходимы. Игровое пространство должно быть  умеренным. Умеренность подразумевает разреженность, неперегруженность игровой комнаты разнообразными игровыми объектами. Все предметы, находящиеся в помещении, должны быть функциональными и немногочисленными.

Для большего взаимодействия с ребенком и создания чувства единства используйте общие игровые поверхности: однотонный ковер, мат, игровой стол квадратной формы, песочница, игровой бассейн с шариками и т.д.

Всегда учитывайте личные интересы и потребности своего ребёнка. В связи с тем, что у детей с РАС  мотивация может отсутствовать или сильно ослабленной, особое внимание  направляйте на создание мотивации, основным источником которой являются интересные для ребенка виды игровой деятельности, игровой материал.

На ранних этапах используйте непродолжительные игры с предсказуемым результатом. Учитывая тот факт, что детям с аутистическими расстройствами значительно легче перерабатывать визуальную информацию, им необходимо наглядно продемонстрировать, когда игра будет окончена. Игра, в которой результат очевиден, мотивирует детей  намного сильнее, чем непредсказуемость и неопределенность.

Для взрослых  необходимо соблюдение особого речевого режима, включающего ряд требований:

 - Речь взрослого должна быть ситуативной;

 - Высказывания должны быть короткими и упрощенными, например: «кидай»;

- Слова должны быть распространенными и общеупотребительными;

-  Нужно соблюдать баланс между спокойным и эмоционально окрашенным тоном; Например, в ситуации подсказки тон голоса должен быть спокойным, в ситуации побуждения – приподнятым, для поощрения лучше использовать радостные интонации ("Молодец!");

- Необходимо предоставлять детям время для ответной реакции на высказывание взрослого.

При обучении детей навыкам социальной игры необходимо постоянное закрепление уже сформированных навыков. В случае, если уже освоенные умения не закрепляются, они могут распадаться. Поэтому каждое занятие может включать игры, направленные не только на формирование новых навыков, но и на закрепление и автоматизацию сформированных на предыдущих этапах.

Категория: Консультация психолога | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 210 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: