"Сейчас уже точно установлено, что музыка физически меняет мозг. Растет количество и качество серого вещества, более того, музыка активизирует гены, от которых зависит допаминэнергическая нейротрансмиссия, моторная активность, обучение и память..."
Т.В. Черниговская, "Творчество как предназначение мозга"
Музыкальная терапия – это использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями. Сущность музыкотерапии - это способность вызывать у "особого" ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональные процессы, а также влиять на познавательное развитие таких детей.
Одним из эффективных методов музыкальной терапии является музыкограмма - способ графической записи музыкальных событий. Он включает серию рисунков и графических изображений, позволяющих "увидеть музыку", образно представить музыкальную форму произведения, включить ассоциативное мышление и моторику в музыкальное восприятие. В музыкограмме есть слова, формы или символы, которые предлагаются ребенку в виде структурированной и понятной визуальной информации. Это увлекательный способ дать детям возможность слушать и понимать музыку с помощью рисунков и графиков, представляющих звуки. Создатель музыкограммы Йос Вуйтак, бельгийский музыкальный педагогог. Разработал данный метод как способ обучения маленьких детей, не имеющих музыкального образования в области классической музыки. Термин, впервые появившийся в 1965 году, произошел от греческого: musikè (музыка) и gramma (письмо, живопись).
Музыкальные схемы-композиции все должны быть адаптированы к возможностям особых детей понимать и действовать в соответствии с ними. Они могут включать в себя различные цвета, иллюстративные формы и действия, которые можно создать или повторить за короткое время. Музыкограммы можно изменить и упростить, чтобы дети могли им следовать и запоминать их легко. Они используются для представления элементов музыки в графической форме, таких как их структура, высота, ритм (ритм граммы), динамика, тембр, фактуры и т. д. Они стимулируют ритмическую координацию, направляют внимание ребёнка с ОВЗ с абстрактного на что-то "осязаемое и конкретное". Визуальная поддержка (схема музыкальной композиции) синхронизирует аудиальный, визуальный и кинестетический планы.
Таким образом, музыкальные граммы пытаются создать партнерство между изображениями и звуками, принимая различные формы, такие как линии, точки, круги, спирали и т. д. Это позволяет легко проследить повторение этих форм со словом, связав тактильно-двигательный процесс с музыкальным.
Какие задачи в работе с особыми детьми помогает решать метод музыкограмм:
- преодолевать снижение общей работоспособности и повышенную утомляемость,
- формировать произвольные процессы,
- корректировать нарушение мыслительной деятельности, снижение функции внимания и памяти,
- компенсировать несформированность пространсвенных представлений,
- корректировать недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.
Основным результатом метода музыкограммы является восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, удержание положительного тонуса, мотивации, радости встречи с большим миром музыки и уверенности в своих возможностях.
|