Главная » Файлы » Для родителей » Консультация социального педагога |
24.03.2022, 10:20 | |
Семья для ребенка это пример для подражания, источник общественного опыта. Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, любви и понимании, особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья т.к. он нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Поддержка в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности. Решающую роль в развитии и обучении ребенка с ОВЗ играют родители и другие члены семьи. Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья 1. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам центра «Надежда», получите индивидуальные, семейные консультации, участвуйте в жизни центра. Прислушивайтесь и следуйте рекомендациям специалистов, занимающихся с вашим ребёнком. Преодолеть сложный период может помочь психолог или родители, у которых ребёнок с похожими трудностями. Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти друзей. Ради будущего вашего ребёнка постарайтесь найти в себе силы с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем. 2. Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы. Чтобы поддержать ребёнка и помочь его развитию, занятия ежедневные и регулярные – необходимое условие. 3. Большое значение для особого ребёнка имеет общение, самооценка. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и поддержки. Потерпев одну неудачу за другой, понимает, признает себя не таким, как все. Важно, чтобы ребёнок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищённости, позитивного мировосприятия и интереса. Интересуйтесь событиями жизни ребёнка, его мнением. Помните, чтобы ребёнок знал, как себя вести и что сказать в разных ситуациях, его надо этому научить. Просто наблюдая за вами, «со временем», он этому не научится. Учите, что надо сказать, когда сказать, как подойти, что ответить в том или ином случае. Отрабатывайте разные ситуации общения сначала в игре, а потом и в реальной ситуации. Учите просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребенка с родственниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой информации не заменят живого общения. Чем раньше ребёнок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в обществе. 4. Не смотрите на ребёнка как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Приучайте его выполнять домашние обязанности и поручения, ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и делает ребёнка самостоятельным, менее зависимым. Предоставляйте ребёнку разумную самостоятельность в действиях и принятии доступных ему решений. Хвалите, когда получается что-то сделать или чего-то достичь. Дарите ребёнку свою любовь, внимание. 5. Помогайте ребёнку в сложных ситуациях. Научитесь спокойно и терпеливо отказывать в случае необходимости, это позволит ребёнку – понять, что хорошо, а что плохо, какое поведение правильное, а какое неправильное, и почему. Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие. Интересуйтесь мнением ребёнка, внимательно выслушайте, дайте возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребёнка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребёнке чувство самоуважения. Интересуйтесь жизнью ребенка, мыслями, чувствами, страхами. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте. 6. У детей с ОВЗ часто ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому дома игры и занятия должны быть разнообразными. Выделите дома специальное отдельное место для игр, занятий и отдыха. Чередуйте чтение с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления. Чтобы ребёнку было легче удерживать внимание, не забывайте про «переменки» - через 10 минут после начала занятий поиграйте в подвижную игру, сделайте несколько физических упражнений. Позвольте ребёнку самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест. Будьте терпеливы, доброжелательны, но требовательны. Отмечайте малейшие успехи, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Ребенок должен знать, за что его похвалили. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями. Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребёнка. 7. Помните о своих интересах и желаниях. Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную литературу. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы больше сможете дать и вашим детям. 8. Ведите активный и здоровый образ жизни. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение – основа качества жизни вашей семьи. Ваша вера в лучшее поможет ребенку справляться с трудностями, даст ему внутреннюю опору на всю жизнь. Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней. 9. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей, к которым направляют специалисты. Сознательное участие семьи в процессе социальной, педагогической и медицинской реабилитации - важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Условия успешного воспитания Обучение игре: главная задача – научить ребенка играть. Какими бы ни были размеры квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. В игровой форме будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Игра предоставляет возможность упражнять и развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере. Играя, дети выражают свои фантазии, познают окружающий мир и овладевают важными социальными навыками. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка – потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир. Развитие познавательных психических процессов Внимание · включайте в занятия задания, требующие сосредоточения внимания: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.; · предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»); · регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительной постройки из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы. · тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами, предлагайте детям повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить; · учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки, предлагайте детям найти отличия; найти два одинаковых предмета; игры-головоломки; загадки; · учите переключать внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п. Игры и упражнения, способствующие развитию внимания: · «Да и нет не говорите, черный с белым не носите.». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет». · «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!». · «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось. · «Назови, что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате. · «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия. Память Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения: • анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; • осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения; • устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами. Игры и упражнения, способствующие развитию памяти: · «Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил. · «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д. · «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях. · «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти. · «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром. · «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед. Включайте в занятия задания на: • сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними; • классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам; • нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными; Игры и упражнения, способствующие развитию мышления: · «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий. · «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу. · «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». ·«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки), ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет. Восприятие Включайте в занятия задания на: · умение детей различать предметы на ощупь; · умение выделять признаки в предмете; · умение соотносить предметы по величине, форме; · развитие наблюдательности: учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление; · помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом; · формировать умение составлять из частей целое; Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия: · «Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой. рисунок. · «Звезды на небе. Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным. · «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры. · «Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте. · Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки. · «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет. Воображение · Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии. Физическое развитие должно быть направлено на формирование произвольной саморегуляции; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, графических навыков. Формируйте двигательные навыки с помощью игр. Играйте в подвижные игры как можно чаще – это способствует уменьшению утомляемости, снятию психоэмоционального напряжения, развитию интереса к выполнению графических упражнений, развитию ловкости пальцев рук, скоординированности их движений. Социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на формирование адекватной самооценки, формирование возрастной формы общения. Играйте с детьми в театр, придумывайте мини-спектакли и выступайте вместе перед родными. Такие занятия способствуют преодолеть замкнутость, пассивность, скованность детей, повышают уверенность в себе, развивают умение работать в команде, развивают способность понимать эмоциональное состояние других людей и умения адекватно выражать собственное. Художественно-эстетическое развитие должно быть направлено на формирование художественно-творческих способностей; развитие эстетического вкуса; развитие общей и мелкой моторики. Рисуйте карандашами, красками, мелками, проводите занятия с пластилином, развивайте творческое воображение. Читайте детям сказки или придумывайте вместе свои и обсуждайте развитие сюжета. Чаще посещайте театр, музей, различные выставки. Эмоционально-волевое развитие должно быть направлено на осознание своих эмоций, распознание и произвольное проявление, вербализация своих переживаний, обмен опытом со сверстниками. Ценность таких знаний состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. Старайтесь четко выражать свои эмоции, чтобы ребенок учился на вашем примере. Сделайте несколько упражнений из психомышечной тренировки. Читайте вместе с детьми литературные произведения и сказки. Включайте спокойную музыку перед сном (музыка без слов, например: шум моря, пение птиц). Проделывайте вместе с вашим ребенком специальные упражнения, направленные на релаксацию. Старайтесь сохранять доброжелательный тон по отношению к вашему ребенку даже тогда, когда вы устали. Упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы: 1. Упражнение «Определи эмоцию». Посмотреть на фотографии и определить, какие эмоции они выражают (радость, грусть, удивление, злость, страх). 2. Упражнение «Подбери верно». Выбрать каждому по карточке с какой-то ситуацией. Вы должны определить, к какой эмоции подходит данная картинка, и объяснить свой выбор. 3. Подвижная игра «Покажи». Превращение в маленьких актеров. Показать, как ходят герои сказок с разными настроениями. 4. Упражнение «Закончи предложение». Дети передают друг другу мяч, выполняя данное упражнение: *Я радуюсь тогда, когда… *Я удивляюсь тогда, когда… *Я злюсь тогда, когда… *Я грущу тогда, когда… *Мне страшно тогда, когда… 5. Пальчиковая гимнастика «Грустные пальчики» Во время занятий должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно, а не от случая к случаю. Взрослый должен показать ребенку свою искреннею заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отметить чему научился, что узнал ребенок нового, где ему это может пригодиться. И всегда помните о том, что рано или поздно ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка будут обязательно вознаграждены! | |
Просмотров: 175 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |