Главная » Файлы » Для родителей » Консультация психолога

Что такое проприоцепция?
04.03.2024, 11:42

Что такое проприоцепция?

Понимание того, что это такое и как работает - важный шаг к понимаю того, как это поможет вашему ребенку и почему он ищет подобной стимуляции.

Простыми словами, проприоцепция - это способность нашего тела знать, где оно находится в настоящий момент. И так же как мы видим при помощи глаз, зрения, проприоцепция помогает нам понять, где находится наше тело, благодаря рецепторам, которые расположены в мышцах и суставах. Наше зрение стимулируют яркие огни и движущиеся объекты, а проприоцепцию стимулирует давление на рецепторы по всему телу. Каждый раз, когда мы протискиваемся через узкое пространство, обнимаем кого-то, прыгаем мы получаем проприоцептивную стимуляцию.

Почему проприоцепция имеет значение?

Наша проприоцептивная система помогает пройти через комнату, не натыкаясь на мебель, подняться по шведской стенке в гимнастическом зале, удержать в руках ручку или карандаш. Чтобы сделать хоть что-нибудь мы всегда должны знать, где находится каждая часть нашего тела и как ее перенести в нужное место в нужный момент.

Как понять, что ребенку нужны занятия на развитие проприоцепции?

Ищущие проприоцептивной стимуляции:

  • Все жуют
  • Прячутся в узких местах
  • Любят тяжелые одеяла
  • "Отчаянно" играют (машут руками, натыкаются друг на друга)
  • Намеренно во все врезаются
  • Всегда стараются запрыгнуть на диван или кровать
  • О них говорят, как об очень физически развитых
  • Легко нарушают личные границы других людей
  • Крепко вцепляются в карандаш, когда пишут или рисуют

Признаки того, что ребенок плохо чувствует сигналы собственного тела:

  • Неуклюжесть
  • Вялость
  • Нежелание вставать по утрам
  • Врезается в стены и мебель, как будто не видит их
  • Очень завышенный болевой порог

Действенные задания на развитие проприоцепции для детей:

 

Прыжки (батут, кровать, пол, диван), бег, лазаниеесенки, деревья, скалодромы, вверх и вниз по горке), висетьа перекладинах, деревьях, турниках, веревочных качелях), топать ногами, балансировать на большом мяче, ходить «тачкой» (на руках, когда взрослый держит ребенка за ноги), ходить "крабом". Толкать/катать на доске-скутере (особенно лежа на животе). Пинатьячи, кубы, эластичные резинки, обернутые вокруг ножек стула), ползатьерез туннели, через полосу препятствий), жеватьезинку, специальные кулоны, бусы, браслеты и игрушки, хрустящую пищу (снеки, сушки, сырые овощи), вязкую пищу (сухофрукты, тянучки и т.д.), пить через соломинкуапример молочный коктейль (густой напиток дает еще больше стимуляции), сжиматьнтистрессовые мячики, массу для лепки, жвачку для рук), растягивать и тянуть эластичную резинку, отжиматься от стула, от пола, от стены, лежать на животе на большом мяче для йоги, удерживаясь за пол руками.

"Тяжелый" физический труд, задания, которые требуют от ребенка задействовать все силы своих мышц чтобы толкать, поднимать, катить и нести тяжелые предметы. Когда мы используем мускулы таким образом, возникает сопротивление, которое оказывает воздействие на проприоцептивные рецепторы в мускулах и суставах.

Толкать/тянуть тяжелые предметыорзину с грязным бельем, тачку, тележку в магазине (они бывают детские), пылесос, мебель. Носить тяжелые объекты (пакеты или железные консервные банки, рюкзак с книгами, коробки с вещами), утяжеленные мячи,  ведрко с водой или песком, копать, орудовать граблями, сгребать снег, песок, листья. Тянуть за веревку (гимнастический канат как раз подойдет) привязанную к ручке двери, к дереву, к перекладине качелей, просто перетягивать канат.

 

Задания на развитие глубокой чувствительности

Такие задания как правило не требуют активного участия ребенка и хорошо успокаивают. Их часто используют, когда ребенку трудно усидеть на месте или переключаться с одного задания на другое. Но не все дети относятся к таким занятиям хорошо. Здесь дается много тактильной стимуляции, и если ваш ребенок чувствителен к такого рода стимулам, вероятнее всего это не лучшая стратегия для него. Прислушивайтесь к ребенку, он даст вам понять что к чему.Если вы не уверены, понравится ли вашему ребенку подобное занятие, проведите эксперимент — накройте его несколькими тяжелыми одеялами или положите что-то тяжелое им на колени. Если занятие ему понравится, возможно вы захотите организовать или сделать что-нибудь из списка ниже.

  1. Упражнение "Обнимать и обниматься"
  2. Заворачиваться в плед, в одеяло, коврик
  3. Сидеть с тяжелой подушкой  или игрушкой на коленях
  4. Надевать тяжелые или сдавливающие жилеты (Вес жилета варьируется от 5 до 20% веса ребенка (чаще 5-10%), время – от 15 до 50 минут 1-4 раза в день, в зависимости от возраста).
  5. Протискиваться через узкие места
  6. Лежать под тяжелыми предметами (диванными валиками, подушками, тяжелыми одеялами)
  7. Массировать кого-то или получать массаж
  8. Проминать суставы(одно из моих любимых заданий, позволяющих быстро стимулировать глубокую чувствительность)
  9. Использовать большой мяч, чтобы "прокатывать" тело ребенка (нажимайте достаточно сильно, но осторожнее с головой и шеей)
  10. Сидеть или стоять на ортопедической подушке (прекрасно подходит для тех, кто не может усидеть на месте)

Помните о том, что утяжеленные одеяла, игрушки и подушки можно использовать не более 20 минут, после этого срока тело адаптируется к их весу. Если это допустимо, тяжелым одеялом можно накрывать ребенка и ночью.


Несколько советов, прежде чем предлагать ребенку задания на развитие проприоцепции:

- Все задания и занятия из списков выше можно использовать ровно столько, сколько нужно вашему ребенку.

- Эти задания подходят для детей любого возраста, но следует все же адаптировать их под уровень развития вашего ребенка. Например, 8-летний может сам вести тележку в супермаркете, а для 2-летки лучше взять игрушечную тележку дома и положить в нее пару банок с консервами.

- Около половины из предложенных заданий ребенок должен контролировать сам. Таким образом он решает насколько интенсивным может быть воздействие и как долго оно должно длиться, сколько коробок он может поднять и как долго будет прыгать на кровати. Это наилучший вариант, так как ребенок лучше всего понимает, какой уровень стимуляции лучше всего отвечает его потребностям. Но есть и пассивные занятия, такие как массаж или проминание. Это тоже полезно и может быть просто необходимо. Но внимательно следите за реакцией ребенка, чтобы он не чувствовал дискомфорта.

 

 

Категория: Консультация психолога | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 22 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: