Главная » Файлы » Для родителей » Консультация психолога

Детские страхи: Как их победить?
20.09.2017, 12:11

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.

На самом деле, страх – это одна из древнейших основных эмоций, которая помогает роду человеческому существовать и по сей день, предостерегая человека от многих опасных ситуаций, несущих угрозу его жизни, здоровью, благополучию.

По мере взросления ребенка одни нормативные страхи меняют другие. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временной характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.

Причины детских страхов.

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

  • перенесенное ребенком психотравмирующая ситуация и боязнь ее повторения (например, укус пчелы);
  • излишне частое напоминание ребенку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;
  • сопровождение любых самостоятельных действий ребенка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;
  • частые запреты;
  • разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);
  • конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребенок;
  • разногласия со сверстниками, неприятие ими ребенка;
  • осознанное запугивание ребенка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной), чтоб добиться послушания.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов. Отметим наиболее существенные отличия невротических страхов от возрастных:

  • большая эмоциональная интенсивность и напряженность;
  • длительное или постоянное течение;
  • неблагоприятное влияние на формирование характера и личности;
  • болезненное заострение;
  • взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями (т.е. невротические страхи – это один из симптомов невроза как психогенного заболевания формирующейся личности);
  • избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, т.е. развитие реактивно-защитного типа поведения;
  • более прочная связь с родительскими страхами;
  • относительная трудность устранения.

Существуют также косвенные причины (предпосылки), которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берет на себя роль главы семьи, вызывает у ребенка беспокойство. Плохо действует на ребенка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребенок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей. В то же время чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов. Играет роль и возраст родителей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, а у «пожилых» родителей (особенно после 35 лет) дети более беспокойны и тревожны. Причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребенка. У детей первого года жизни наиболее типичны страхи, связанные с отдалением ребенка от матери. Ребенок также может бояться чужих людей и новой обстановки. Эти страхи связаны с тем, что ребенок в этот период активно познает окружающий мир, лицо нового человека становится интересным ему. А когда ребенок обращает внимание на незнакомца, то теряет зрительную связь с матерью, что воспринимается им, как потеря источника его благополучия. Это и вызывает у ребенка чувство страха. Когда же малыш познает окружающий мир, сидя на коленях у мамы или держа ее за руку, то и страх перед незнакомыми людьми проявляется гораздо слабее.

Для детей в возрасте 1 – 3 лет характерны страхи темноты и боли. Темнота вообще воспринимается человеком как что-то мистическое и непонятное, поэтому страх темноты у ребенка этого возраста связан именно с чем-то опасным, непредсказуемым, неизвестным. Страх боли же возникает в результате опыта общения с медицинскими процедурами, такими как прививки, уколы и т.д. Также в этом возрасте у многих детей появляются ночные кошмары с участием сказочных персонажей. Эти сны говорят о том, что ребенок во время бодрствования получил какую-то неприятную информацию, его кто-то обидел, испугал, отругал. Во сне же происходит переработка неприятного опыта в более безопасный для психики ребенка. Для детей 3 – 5 лет характерно триада страхов: темнота, одиночество и замкнутое пространство. Страхи эти инстинктивного характера и при хорошем контакте родителей с ребенком без следа изживаются. Также в этом возрасте для детей характерны страхи определенного сказочного персонажа. С одной стороны, это связано с изобилием ненужной пугающей информации, которая лавиной обрушивается на наших детей из телевизоров, компьютеров, услышанных разговоров взрослых. С другой стороны причина в страхе перед наказанием или в отчуждении родителей. К этому страху нужно отнестись очень серьезно и поискать его истоки, пока он не перерос в тяжелые формы.

В возрасте от 5 до 7 лет ведущим страхом у детей является страх смерти. Его возникновение у ребенка говорит о том, что он взрослеет, начинает осознавать необратимость времени, необратимость определенных событий, понимает, что у всего есть и начало и конец. Так же дети могут бояться пожара, глубины, страшных снов, животных, смерти родителей, опозданий, родительских наказаний, заражения какой-то болезнью.

С 7 лет, когда начинаются школьные годы, могут приходить различные страхи, связанные с учебой – боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, не оправдать ожидания взрослых.

Остановимся на основных видах страхов у детей.

Страх одиночества.

Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребенка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного. В таком случае нужно убедить малыша, что дом - безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы все равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребенка.

Боязнь темноты.

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сами взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в темной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может). Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастет.

Страх смерти.

Страх смерти у ребенка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть». Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10лет. Однако периодически упоминайте при нем об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердце людей, но он не исчезнет окончательно. Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.

Профилактика страхов у детей.

Ребенок не критичен к страху, он не имеет возможности справиться с ним самостоятельно. Поскольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то именно родители могут создать необходимые предпосылки для устранения страхов.

Для этого необходимо устранить:

  • непонимание своеобразия личностного развития детей;
  • неприятие ребенка, он должен быть желанным;
  • несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;
  • негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в фиксации страхов, предвзятости суждений, навязывании мнений или несвоевременном отклике, либо недостаточном учете ситуации или момента;
  • неравномерность отношений родителей в различные годы жизни детей;
  • несогласованность отношений между родителями;
  • аффективность – избыток родительского беспокойства, тревоги, страха;
  • доминантность – приказной тон, использование репрессивных мер, в том числе и физическое наказание;
  • повышенная принципиальность, нетерпимость к слабостям и недостаткам ребенка;
  • недостаточная отзывчивость или нечуткость родителей;
  • противоречивость в отношениях родителей с детьми: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность с доминантностью.

С другой стороны, разрешить ребенку:

  • побольше двигаться, особенно бегать;
  • создать условия для интересных занятий;
  • расширять круг общения ребенка: приглашать сверстников, научить общению с ними;
  • использовать игру такого плана, в которой ребенок может проявить такие качества, как смелость, ловкость;
  • наполнить жизнь ребенка радостными позитивными переживаниями (походы, экскурсии, посещение цирка, спектаклей, езда на велосипеде, санках, разные игры);
  • проявлять заботу и участие во всех делах ребенка, соблюдая принцип «абсолютного принятия»;
  • постепенно приучать ребенка самостоятельно принимать решения и преодолевать препятствия с помощью одобрения, похвал и собственного примера.

И в заключение, хочется добавить, что страхов гораздо меньше у детей, которые имеют возможность контактировать со сверстниками. В таких отношениях у ребенка, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудач и более гибкого поведения в целом.

Ну и если ребенок растет в атмосфере эмоционального благополучия в семье, то все возрастные страхи постепенно изживаются и малыш превращается в уверенного в себе, успешного взрослого человека.

Категория: Консультация психолога | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 124 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: