Главная » Файлы » Для родителей » Консультация психолога

Игры в раннем возрасте: значимость и особенности
16.03.2021, 11:32

Игры в раннем возрасте: значимость и особенности

«Я пытался достичь сердце ребёнка словами - они часто проходили мимо него неуслышанными. Я пытался достичь его сердце книгами - он бросал на меня озабоченный взгляд. В отчаянии я отвернулся от него.

Как я могу пройти к сердцу этого ребёнка? – воскликнул я.

Он прошептал мне на ухо: "Приди, поиграй со мной!"

В.А.Сухомлинский.

 

Сейчас многие дети не играют, и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра — это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте именно игра – главная развивающая деятельность. Ни одно другое занятие в этом возрасте не способствует развитию так, как игра. "Процесс становления личности, процесс самопознания длится всю жизнь с самого рождения ребенка и предполагает освоение трех областей отношений: с миром предметов и физическим пространством, с самим собой и с другими людьми»"(А.Лэнгле).
         Игра для ребенка – главный способ познания мира. Через проигрывание разных сюжетов и ситуаций ребенок начинает понимать отношения между людьми, правила этих отношений, разбираться в многообразном мире человеческих эмоций и желаний. Игра – это единственная деятельность, которая  делает видимой для ребенка внутреннюю жизнь других. В результате формируется и собственный мир малыша, и понимание этого своего мира. В игре ребенок принимает на себя определенную роль, т.е. действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. 
          В игре зарождается и развивается воображение, складываются представления ребенка о добре и зле, о красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Мышление дошкольника из сферы практических действий переходит во внутренний план и становится образным. 

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игровая деятельность оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка.

Достаточно рано у ребенка появляется самостоятельная игра, а также партнерская игра со взрослым или другими детьми. В раннем возрасте, особенно на первом и втором годах жизни, особую важность имеет игра с эмоционально значимым взрослым.

Задача взрослого – наблюдать и чутко поддерживать игру ребенка в соответствии с актуальным уровнем его развития, понимать те ценности, которые проживаются ребенком в игре, будь то ценность собственных телесных ощущений, движений, границ, чувств и т.п. или ценность отношений. И на основе этого надо предлагать ребенку именно те игры, которые помогут освоить следующие этапы развития.

Ребёнку 3-6 месяцев не стоит предлагать игры на перемещение в пространстве, прятки, так как эти игры вызывают интерес и имеют развивающую целесообразность в возрасте 6-9 месяцев. В 3 месячном возрасте актуальны эмоциональные игры, игры на формирования хватания, дотягивания и отпускания предмета, игры на изменение положения тела, игры с ногами. Например, если ребёнок уже научился доставать предмет, но не может его удерживать его в течение нескольких секунд, то не нужно вкладывать ему в руку игрушку – пищалку. Можно предложить лёгкую погремушку, предварительно выполнив игровые упражнения на формирование силы захвата.

Игры, в которые обычно играют дети, представляют  определенную последовательность, которая отражает этапы личностного развития ребенка: от простых манипуляций с предметами или собственным телом до сложных ролевых игр и игр по правилам. Например, повторы и ритмичность свидетельствуют о том, что это именно игра, а не только исследовательская активность. Через эти повторы ребенок становится как бы "хозяином положения". В действиях малыша появляется все больше осознанности. А это говорит нам о зарождении Я.

 В "игровом хозяйстве" ребёнка раннего возраста должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячики, кегли), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, паззлы). Все игры, игрушки, игровые пособия должны быть с чётким соблюдением возрастной категории ребёнка, а самое главное с учётом его развития.

Участие взрослых в играх детей может быть разным: активным -родитель  участник игрового процесса, пассивным - родитель "наблюдатель". Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за тем, чтобы быть с ребёнком на одном уровне, тем самым вы показываете, что в игре вы на равных. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Подберите для игры яркие красивые игрушки, но их не должно быть много, иначе внимание ребёнка будет рассеянно и продуктивной игры не получится, обязательно учитывайте размер игрушек (слишком большие или слишком маленькие неудобны для малыша). В игре озвучивайте все действия, которые вы совершаете, тем самым вы помогаете ребёнку познавать новые звуки, слова, движения. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играть лучше во время бодрствования  малыша, тогда игра будет эмоционально насыщенной, что немаловажно для ребёнка.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для ребенка. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. 

 

Категория: Консультация психолога | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 228 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: