Главная » Файлы » Для родителей » Консультация психолога

Сказкотерапия: первая встреча ребенка с народной сказкой
20.09.2017, 11:43

Народная сказка – отшлифованный, выверенный временем опыт народа. Ещё сотню лет тому назад сказки рассказывали гораздо чаще, чем читали, и каждый рассказчик вносил в простую короткую сказку свои краски:

· скорость изложения;

· тембр;

· ритм;

· паузы;

· некоторая замена слов (синонимичность);

· акцентуация событий.

Чем больше вариантов исполнения сказки слышал в детстве малыш, тем более обогащался его опыт (прослушивание сказки в исполнении родителей, бабушек, дедушек, старших братьев, сестёр, тётушек и дядюшек, гувернанток и т.д.). Дети получали опыт встречи со сказкой по большей части через слуховой анализатор. Визуально сказочные образы – персонажи подкреплялись через окружающую действительность (реальные животные, растения, предметы быта) и чаще самодельные игрушки. Шло время. Стала гораздо и доступнее печатная продукция – детская литература. Восприятие сказки стало подкрепляться зрительно – иллюстрациями в книге, выпуском игрушечных персонажей, а также и просмотром мультфильмов, слайдов.

Меняется жизнь, её скорость, появляется много новых технических средств. В течение всей своей жизни каждый из нас неоднократно возвращается к сказкам: в детских инсценировках, раскрасках, школьных задачках, творческих работах, институтской учёбе, работе, в роли родителей и т.д. Но первая встреча со сказкой происходит в тот же год жизни, да и первые сказки (русские народные) те же самые.

Самая первая сказка, которую слышит ребёнок в своей жизни ребёнок, «Курочка Ряба». В течение второго года жизни «обязательными» считаются ещё три: «Репка», «Колобок», «Теремок».

И, поскольку, наши сегодняшние дети живут во времена материального благополучия, скоростей развития науки и техники, то и подача сказочной информации претерпевает большие изменения. Использование одного лишь слухового анализатора, недостаточно, педагогическая наука также говорит о том, что первым у малышей формируется наглядно – действенное мышление.

Для того чтобы ярче, красочнее, доступнее и понятнее преподнести сказку ребёнку, необходимо максимально задействовать не только слуховой и зрительный анализаторы, но и тактильно – кинестетический (дать пощупать своими руками, повзаимодействовать с предметами разнофактурного исполнения), а где возможно, и вкусовой анализатор (попробовать на зуб). Например: сказка «Курочка Ряба» - белок яйца, сказка «Репка» - каша из тыквы, сказка «Колобок» - хлебный мякиш.

Содержательную сторону каждой сказки необходимо пропустить через максимально задействованное количество сенсорных каналов приёма информации. Практически для этого необходимы посещение магазина «Игрушки», где приобретаются различные варианты сказки (резиновый, магнитный, пластмассовый, деревянный, тряпичный и т.д.) и творческая фантазия педагога.

Сказка как театральное действо. Обыгрывание – рассказывание сказки с одновременным действием игрушками. Кукольный спектакль – это ещё и первая встреча с театром. В перспективе – привитие малышу интереса к театральным постановкам и посещению различного рода спектаклей (музыкальных и драматических). Поэтому необходимо создать предварительную обстановку необычности (удивительности), предвкушения чего-то нового, радостного. То есть важна эмоционально положительная стимуляция малыша перед началом игрового действия. Например, звучание скрипичной музыки В. Моцарта (бодрой, мажорной). Именно звучание скрипки приближено к обертонам человеческого голоса, а музыка Вольфганга Моцарта, имеющая очень чёткую структуру, достаточно простую ритмическую основу, и яркий, сочный мелодизм, активизирует концентрацию слухового внимания, организует работу структур головного мозга.

Мозг ребёнка растёт до 3 – 5 лет (по мнению различных авторов). Японские психологи пишут, что после трёх лет начинать делать что-то уже поздно. То есть, всё то, что и как мы успеем показать и рассказать ребёнку – до 3-х лет, далее мы только вариативно усложняем (развиваем) то, что успели вложить в ребёнка. Поэтому ранний возраст и первые сказки – очень важный этап во всей будущей жизни, в формировании личности маленького человека.

Форма организации проведения занятия – игровая. Причём «игры» короткие по времени с быстрым достижением «результата», очень простые по исполнению и достаточно быстрому присвоению ребёнком к самостоятельному повторению, соответствующие имеющемуся опыту малыша из окружающей реальной жизни и понятные по содержанию.

Примерная схема проведения игрового занятия:

  1. Встреча – приветствие.

Очень важный момент при начале общения с малышом. Приветствовать можно по-разному, желательно, выбрав одну форму придерживаться её достаточно длительное время. Например, здороваемся:

а) словом «Привет» (если ребёнок говорящий);

б) помахиванием раскрытой ладони вправо – влево;

в) подачей руки взрослому, её потряхиванием;

г) пожатием руки – лапки игрушке (кукле, зайчику и т.д.);

д) пропеванием гласного звука и имени ребёнка («А – а – а», Алёша!») с ответной реакцией в исполнении сопровождающего взрослого.

  1. Погружение в тему, например, сказки «Курочка Ряба».

Игрушки резиновые, пищащие или пластмассовые, или заводные: курочки, петушки, цыплята и другие домашние животные. Посмотрим, потрогаем, взаимодействуем (заводить, сжимать), послушаем голоса животного в аудиозаписи, звукоподражании мамы, специалиста и т. д. Чтение, пение коротких стихов, прибауток, песенок о различных домашних животных.

  1. Основная часть.

Выбирается несколько игр и игровых заданий (возраст ребёнка + 2)на тему сказки «Курочка Ряба»:

· Чтение или рассказывание сказки членами семьи;

· Рассматривание иллюстраций с показыванием (где?) и называнием (кто?) основных персонажей: «Баба», «Дед», «Курочка Ряба», «ко – ко - ко», «Мышка», «пи – пи - пи»;

· Игры с заводными цыплятами, инерционными мышатами;

· Игры с резиновыми пищащими игрушками (сжимание – разжимание);

· Драматизация настольного, кукольного, резинового, ковролинового театров;

· Игры с деревянными яйцами и расписными ложками (прокатим, покрутим, постучим о стол, друг о друга, переложим из одной миски в другую при помощи ложки);

· Покормим персонажей: сварим суп и кашу для деда и бабы; соберём рассыпанное зерно для курочки; угостим сыром мышку (шнуровка) и т.д.

· Имитация плача деда и бабы (как дед плакал, как баба плакала?), проявление сочувствия и сострадания (как пожалеем деда и бабу?);

· Раскручивание – раскрывание деревянных или пластмассовых яиц;

· Катание яиц по полу, с наклонной поверхности (горки), ношение яйца в ложке.

  1. Релаксация.

Проводится в положении лёжа на ковре, в течение 3 – 4 минут. Используется релаксационная музыка, элементы телесно – ориентированной терапии, тексты колыбельных стихов о Дрёме, сне и т.д.

  1. Прощание.

Расставание происходит тем же способом, что и встреча. Желателен повтор прощального жеста и слова несколько раз: активное помахивание кистью руки или обеих рук с одновременным проговариванием ребёнком и мамой: «Пока, пока, пока!».

К «сказочным» занятиям необходимо периодически возвращаться в течение всего года, изменяя задания, внося новый стимульный материал, усложняя задачи, ставящиеся перед ребёнком.

При проведении игрового занятия обратите внимание:

· Речь взрослого обязательно должна быть простой, доступной пониманию ребёнка ярко эмоционально окрашенной, чёткой, медленно и несколько раз повторяемой.

· В зоне видимости ребёнка должно быть только одно игровое пособие (остальные игрушки убраны за ширму, в лоток, под платок).

· Не спешите предлагать ребёнку следующий игровой материал, предоставьте возможность «утолить» желание взаимодействовать с уже находящимся у него в руках.

· В конце можно и нужно предложить ребёнку ещё раз встретиться с героями сказки (те игрушки, которыми играли) самостоятельно в течение 4 – 5 минут.

· Также рекомендуется:

· Рассказывать и читать сказку всеми домашними по очереди (набрать несколько вариантов исполнения);

· Посмотреть мультфильм «Курочка Ряба»;

· Задавать вопросы при рассматривании иллюстраций: «Кто это?», «Как она говорит, пищит?», «Как дед и баба стучат, плачут?», стимулируя речь и коммуникацию.

· Слепить яйцо из пластилина, солёного теста, подарить яйца дедушке и бабушке.

· Сделать аппликацию «Яйца в корзине», «Яйца на блюде». Повесить на самое видное место.

· Разыграть в домашних условиях театральную инсценировку сказки в исполнении родителей и других родственников.

· Сделать яйцо из воздушного шарика поиграть с ним.

· Взрослым членам семьи и гостям дома обязательно заметить и похвалить ребёнка позитивной похвалой (отметить результат труда).

 

 

 

 

 

Категория: Консультация психолога | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 698 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/25
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: