Главная » Файлы » Для родителей » Консультация психолога

Внимание: ВНИМАНИЕ!
27.01.2017, 14:40

Уважаемые родители!

Хотелось бы поговорить с вами о внимании. Почему именно о внимании? Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Внимание – важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Любая деятельность человека, а в большей степени учебная деятельность требует выделения объекта и сосредоточения на нём. Это обеспечивается вниманием.

Существует зависимость между уровнем развития внимания школьника и успешностью его обучения. Если у ученика школьного возраста   низкий уровень внимания, то предполагается, что у данного ученика  будут определенные трудности в обучении.Проблемы могут быть в трудности принятии инструкции, усвоении правил, самоорганизации,  что повлечет за собой отставание в обучении, усвоении, хранении и воспроизведении материала, так как внимание тесно связано с памятью.

Почему особенно важно для родителей младших школьниковпоговорить о внимании именно сейчас?Младший школьный возраст, а именно 6-10 лет, является продолжением благоприятного для развития внимания. Во время благоприятного  периода ребенок  максимально чувствителен и восприимчив к определенным воздействиям извне, относящимся к области данного сенситивного периода. И активно вбирает в себя тот материал, который ему необходим для качественного скачка вперед. Замечено, что в благоприятный период скорость восприятия материала для развития внимания  в 10-15 раз выше, чем в обычные периоды.

  Остановимся немного на основных свойствах внимания:

  • Концентрация (умение сосредоточиться на нужном объекте,отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу);
  • Объём(характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов);
  • Устойчивость (возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме);
  • Распределение (одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними);
  • Переключение (перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой  новой задачи).

Внимание может быть:

  • Непроизвольным-не имеющее цели  и волевого усилия.
  • Произвольным - наличие цели и  активное её поддержание посредством  силы воли.

 

Как же выглядят основные виды нарушения внимания?

Неустойчивость внимания - ребёнок продуктивно работает в течение 5-10 минут, затем в течение какого-то времени ребёнок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами.

Сниженная концентрация выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе её выполнения, быстрой утомляемости.

Снижение объёма внимания. Ребёнок удерживает одновременно меньший объём информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.

Сниженная избирательность внимания. Ребёнок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных деталей.

Сниженное распределение внимания. Ребёнок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся в стадии усвоения.

«Прилипание внимания» выражается в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.

Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин "рассеянность" обозначает поверхностное, "скользящее" внимание.

Повышенная отвлекаемость - чрезмерная подвижность внимания, непрерывный переход от одного вида деятельности к другому. При этом ни одно действие не доводится до конца. 

Понять на каком уровне развития находится внимание у вашего ребенка всегда помогут специалисты. Они же порекомендуют игры и упражнения, которые необходимо будет делать дома и которые будут эффективны именно для Вашего ребенка. Но есть и универсальные для всех условия для развития внимания.

Как помочь ребенку:

- В основе непроизвольного внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.

- Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

- Постоянно тренируйте внимание своего ребенка в игре. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

- Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.

- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.

- Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.

- Уделите внимание соблюдению ребенком режима дня, режима работы и отдыха.

- Организуйте постоянное удобное место для занятий и окажите помощь в поддержании порядка на нем.

- Подберите легкую, спокойную музыку, которая будет сопровождать процесс занятий.

- Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребенку достичь успехов.

 

 

Категория: Консультация психолога | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 414 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: