Главная » Файлы » Для родителей » Консультация логопеда |
24.01.2017, 14:22 | |
На сегодняшний момент на занятия к логопеду приходит все больше детей с тяжелыми речевыми патологиями. В связи с этим появляется необходимость использовать новые технологии в обучении чтению таких детей. Опыт показывает, что традиционный аналитико-синтетический (где буквы складывают в слоги) метод обучения часто не успешен в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Традиционный способ обучения чтению опирается на аналитико-синтетическую функцию мозга, что у наших детей с ТНР ослаблено. Так же традиционный метод обучения предполагает здоровое функционирование головного мозга и длительное сидение за столом. У детей с ТНР присутствуют нарушения психоречевых и мыслительных процессов, а при обучении нельзя опираться на «сломанную» функцию. Эти дети с трудом усваивают навыки звукобуквенного анализа и синтеза, для них часто оказываются недоступными такие понятия как «гласный звук», «твердый и мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точка», «ударение» и т.д. Особую трудность для детей представляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. Таким образом, традиционный подход к обучению чтению, в том числе и чтению букв, не всегда имеет положительный результат. Столкнувшись с такими проблемами, мы разработали систему обучения чтению и запоминанию букв. Этот этап считается пусковым механизмом в обучении чтению. Данная система дает стабильные положительные результаты у детей с ТНР и сочетанными нарушениями, все дети в дальнейшем овладевают навыками чтения. Зачем учить детей с ТНР с сочетанными нарушениями читать? - чтение развивает речь и психические процессы; - чтение - альтернативная коммуникативная система для детей с тяжелыми двигательными патологиями; - чтение - инструмент для развития и обучения (в образовательных программах навык чтения обязателен). Навык чтения слов зависит от того, насколько ребенок быстро и качественно запомнит буквы. На этом этапе создается азбука для ребёнка и выполняются игровые задания, в процессе которых запоминаются буквы. Данный игровой способ запоминания букв основывается на ассоциативном (образном) мышлении и двигательных ощущениях. Это создает связь между ними, благодаря чему буквы запоминаются очень быстро и прочно. Для того, чтобы запомнить букву, иногда требуется разыграть целый спектакль. Как не парадоксально, но двигательный анализатор у детей с ДЦП мощно влияет на запоминание буквы. Алгоритм запоминания буквы: изображение - движение или жест, (стих, рассказ как вспомогательные средства) - озвучивание - узнавание буквы. Основная задача - вызвать у ребенка и закрепить ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком, его обозначающим, а затем и буквой. Для каждой буквы есть картинки, есть свое, легко запоминающееся движение, и своё звукоподражание. Иногда ассоциацию подбираем индивидуально под ребенка. Большинство движений крупные, контрастные, с большой амплитудой, что важно для их легкого запоминания детям с двигательными нарушениями. Движения крайне просты, потому что моторные возможности многих детей невелики. С учетом тяжестидвигательного нарушения мы можем выбирать движения и картинки-ассоциации, используя как крупную моторику, так и более мелкую. Обучение начинается с изучения жестов и движений к картинкам, делаем наши упражнения очень весело и непринужденно.Например, как запомнить букву У: Рассматриваем картинку «самолёт», демонстрируем малышу движение самолета-руки в стороны, несколько покачиваясь из стороны в сторону и издаем характерный мотору самолета звук -"У-У-У", соединяем картинку с буквой «У». Читаем стихотворение: «Самолет построим сами». Играем с самолетиками: они летят и садятся на букву «у». Сначала картинка большая, а буква маленькая. На следующем этапе картинку уменьшаем, букву увеличиваем. Затем остается одна буква. Познакомьтесь с основными жестами и картинками-ассоциациями, которые помогут запомнить вашему ребенку буквы. 1. "Птенец"- согните руку в локте и поднимите на уровне своих губ, , откройте широко рот и произнесите звук "А" при этом одновременно откройте пальцы руки, сложенные в виде щепотки. 2. " Штангист" -имитация подъема тяжелой штанги, произносим: "Ы- Ы- Ы" 3. "Улыбка"- произносим длинное: "И-И-И" при этом улыбаемся , а указательными пальчиками двигаем губы к краям, как бы растягивая рот. 4. " Автомат"- имитируем, показывая, что в руках автомат (держим двумя руками) и стреляем, произнося быстро звук: "Д-Д-Д" при этом губы растягиваем в улыбке. 5. "Мальчик с ладошкой у рта"- имитируем кашель. Прикрывая ладошкой рот, резко произносить: "К-К-К". С каждой картинкой –ассоциацией проводится подвижная игра, затем проводятся игры, как с картинками, так и с буквами и жестами. Игры: «Угадай движение!", «Слушай и показывай», «Что звучало?», «Игра в звуки» и др. На занятиях с ребенком можно использовать картинки-ассоциации М.В.Фомичевой, Н.В.Пятибратовой и индивидуальные составленные для ребенка картинки. Картинки и звукоподражания должны быть подобраны к каждой букве алфавита, кроме мягкого и твердого знаков. Если ваш ребенок запомнил уже несколько букв, то можно переходить к дальнейшему формированию навыка чтения, одновременно используя традиционную, слоговую и глобальную методики обучения чтению. Желаю вам учить алфавит легко и весело!
| |
Просмотров: 1266 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |