Главная » Файлы » Для родителей » Консультация логопеда

Формирование первичных навыков чтения у детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями речи
24.01.2017, 14:22

На сегодняшний момент на занятия к логопеду приходит все больше детей с тяжелыми речевыми патологиями. В связи с этим появляется необходимость использовать новые технологии в обучении чтению таких детей. Опыт показывает, что  традиционный аналитико-синтетический (где буквы складывают в слоги) метод обучения  часто не успешен в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Традиционный способ обучения чтению опирается на аналитико-синтетическую функцию мозга, что у наших детей с ТНР ослаблено. Так же традиционный метод обучения предполагает здоровое функционирование головного мозга и длительное сидение за столом. У детей с ТНР присутствуют нарушения психоречевых и мыслительных процессов, а при обучении нельзя опираться на «сломанную» функцию. Эти дети с трудом усваивают навыки звукобуквенного анализа и синтеза, для них часто оказываются недоступными такие понятия как «гласный звук», «твердый и мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точка», «ударение» и т.д. Особую трудность для детей представляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных.

Таким образом, традиционный подход к обучению чтению, в том числе и чтению букв, не всегда имеет положительный результат.

Столкнувшись с такими проблемами, мы разработали систему обучения чтению  и запоминанию букв. Этот этап считается пусковым механизмом в обучении чтению. Данная система  дает стабильные положительные результаты у детей с ТНР и сочетанными нарушениями, все дети в дальнейшем овладевают навыками чтения.

Зачем учить детей с ТНР с сочетанными нарушениями читать?

-    чтение развивает речь и психические процессы;

-    чтение - альтернативная коммуникативная система для детей  с тяжелыми двигательными патологиями;

-    чтение - инструмент для развития и обучения (в образовательных программах навык чтения обязателен).

Навык чтения слов зависит от того, насколько ребенок быстро и качественно запомнит буквы. На этом этапе создается азбука для ребёнка и выполняются игровые задания, в процессе которых запоминаются буквы. Данный игровой способ запоминания букв основывается на ассоциативном (образном) мышлении и двигательных ощущениях. Это создает связь между ними, благодаря чему буквы запоминаются очень быстро и прочно. Для того, чтобы запомнить букву, иногда требуется разыграть целый спектакль. Как не парадоксально, но двигательный анализатор у детей с ДЦП мощно влияет на запоминание буквы.

Алгоритм запоминания буквы: изображение - движение или жест, (стих, рассказ как вспомогательные средства) - озвучивание - узнавание буквы.

Основная задача - вызвать у ребенка и закрепить ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком, его обозначающим, а затем и буквой. Для каждой буквы есть  картинки, есть свое, легко запоминающееся движение, и своё звукоподражание. Иногда ассоциацию подбираем индивидуально под ребенка. Большинство движений крупные, контрастные, с большой амплитудой, что важно для их легкого запоминания детям с двигательными нарушениями. Движения крайне просты, потому что моторные возможности многих детей невелики. С учетом тяжестидвигательного нарушения мы можем выбирать движения и картинки-ассоциации, используя как крупную моторику, так и более мелкую.

   Обучение начинается с изучения жестов и движений к картинкам, делаем наши упражнения очень весело и непринужденно.Например, как запомнить букву У:

Рассматриваем картинку «самолёт», демонстрируем малышу движение самолета-руки в стороны, несколько покачиваясь из стороны в сторону и издаем характерный мотору самолета звук -"У-У-У", соединяем картинку с буквой «У». Читаем стихотворение: «Самолет построим сами».  Играем с  самолетиками: они летят и садятся на букву «у». Сначала картинка большая, а буква маленькая. На следующем этапе картинку уменьшаем, букву увеличиваем. Затем остается одна буква.

Познакомьтесь с основными жестами и картинками-ассоциациями, которые помогут запомнить вашему ребенку буквы.

1. "Птенец"- согните руку в локте и поднимите на уровне своих губ, , откройте широко рот и произнесите звук "А" при этом одновременно откройте пальцы руки, сложенные в виде щепотки.

2.   " Штангист" -имитация подъема тяжелой штанги, произносим: "Ы- Ы- Ы"

3.   "Улыбка"- произносим длинное: "И-И-И" при этом улыбаемся , а указательными пальчиками двигаем губы к краям, как бы растягивая рот.

4.    " Автомат"- имитируем, показывая, что в руках автомат (держим двумя руками) и стреляем, произнося быстро звук:  "Д-Д-Д" при этом губы растягиваем в улыбке.

5.   "Мальчик с ладошкой у рта"- имитируем кашель. Прикрывая ладошкой рот,  резко произносить: "К-К-К".

С каждой картинкой –ассоциацией проводится подвижная игра, затем проводятся  игры, как с картинками, так и с буквами и жестами. Игры: «Угадай движение!", «Слушай и показывай»,  «Что звучало?», «Игра в звуки» и др.

      На занятиях с ребенком можно использовать картинки-ассоциации М.В.Фомичевой, Н.В.Пятибратовой и индивидуальные составленные для ребенка картинки. Картинки и звукоподражания должны быть подобраны к каждой букве алфавита, кроме  мягкого и твердого знаков.

Если ваш ребенок запомнил уже несколько букв, то можно переходить к дальнейшему формированию навыка чтения, одновременно используя традиционную, слоговую и глобальную методики обучения чтению.

  Желаю вам учить алфавит легко и весело!

  

  

 

Категория: Консультация логопеда | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 1266 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/18
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: