Главная » Файлы » Для родителей » Консультация логопеда

Логопедический массаж и пассивно-активная артикулляционная гимнастика для детей раннего возраста с ОВЗ
29.09.2016, 09:50

Дифференцированный массаж артикуляционной мускулатуры (проводится в «рефлекс-запрещающей позиции: положение тела, ребёнка, при котором патологические тонические рефлексы не проявляются вовсе, либо проявляются минимально). В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песенки, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой. В случае  гиперчувствительности  оральной области предворительно можно  проводить  нежные прикосновения к плечам, шее, лбу, щекам ребенка, постепенно приближаясь к ротовой полости.

Настроить ребёнка на положительный эмоциональный фон перед массажем  можно, например, с помощью игры- забавы «Звонок». Произносится нараспев:

- «Стенка, стенка» (мягкие щекочущие прикосновения к щекам),
- «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
- «Две ступеньки» (прикоснуться  к  нижней  и верхней губе),
- «И - звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).

Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка. Не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения. В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлекса

 Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укреплениеc лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4—5 легких движений их сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными. Расслабляющие c движения поглаживания не смещают кожные покровы. Движения повторяются 8—10 раз.

Область лица

  • поглаживание лба от середины к вискам;
  • поглаживание лба от бровей к волосам;
  • поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
  • разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
  • пощипывание щек.
  •  «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи

Укрепление губной мускулатуры: c

 Расслабление губной мускулатурыc

  • поглаживание от середины верхней губы к углам;
  • от середины нижней губы к углам;
  • поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа; пощипывание губ
  • поглаживание от углов верхней губы к середине;
  • от углов к середине;
  • поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам
  • «пальцевый дождь»

                Упражнения для мышц  губ

по 5-8раз, при сомкнутых зубах (взрослый придерживает уголки нижней челюсти)

  1. поднимание верхней губы, максимально обнажая зубы и дёсна; (статич, динамич)
  2. опускание нижней губы, обнажая зубы и дёсна; (статич, динамич)
  3.  обе губы одновременно (статич, динамич).
  4. “Кармашки для конфеток»: аналогичные движения  плавным опусканием верхней губы, подниманием нижней губы («Спрятали верхние зубки»,»Спрятали нижние зубки»
  5. Удержание по5-7 сек (до нарастания сопротивления в мышцах губ) поз «Трубочка» (У). и «Улыбка» (И)
  6. Пассивное чередование поз 5-7 раз.

            Упражнения для управления нижней челюстью

  1. Ритмичное открывание и закрывание рта (желательно на фоне активизации голоса).
  2. «Бармалейчик». Боковые движения нижней челюсти. Захватываем верхнюю и нижнюю губы, ритмично перетягиваем в противоположенные стороны.

     При регидности скуловых мыщц или рефлекторно-насильственном открывании рта (при выраженных орально-моторных синергиях) рекомендуется для расслабления мышц производить вибрацию в челюстных ямках (ставим одновременно два пальца одной руки в углах челюсти и производим вибрирующее движение до расслабления, мягко убираем пальцы и производим челюстью ребёнка несколько смыкающе-размыкающих движений: АААА_МА_МА_МА, АААА_БА_БА_БА).

     Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне тела. Это усиливает слюнотечение, поэтому  после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются  вертикальными движениями

     Язык

При ДЦП для расслабления мышц языка производится

  1. воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке;
  2. воздействие на симметричные точки носогубной складки;
  3. воздействие на симметричные точки скуловых мышц;
  4. воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц

     . Желательно массировать участок языка от кончика до середины (чтобы не вызвать рвотного рефлекса). При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные. Они должны быть направлены:

  1. от середины языка к его кончику и обратно;
  2. центра языка влево и вправо («елочка»);
  3. левого края языка до правого и наоборот (поперек языка).

Далее следует ощипывание и растягивание краев языка.

                Упражнения для мышц языка

  1. Язык ребенка высунут. Взрослый просит ребенка убрать язык в рот. Стерильным бинтом старается удержать язык в исходном положении. Разжимает пальцы в момент наивысшего напряжения в корне языка.
  2. Язык ребенка находится в полости рта у нижних зубов. Взрослый пальцем надавливает на кончик языка (фиксирует его). Далее просит ребенка с силой высунуть язык, вытолкнув палец. При наиболее сильном напряжении спинки языка палец следует приподнять.
  3. Пошлёпайте по языку деревянным шпателем или черенком ложки, потрясите язычёк, слегка прижимая шпатель. Приём вибрации помогает ребёнку расслабить язык.
  4. На расслабленный широкий язык, слегка выдвинутый из полости рта положите «одеялко» (кусочек ткани, салфетки, уголок платочка), пошлёпайте поязыку («укладываем его спать»).Затем предложите ребёнку подержать «одеялко» на языке, пока язычёк спит. Посчитайте до 5, «проснулся язычёк»- снимите «одеялко». Повторите3-5 раз.Ощущение ткани на языке поможет ребёнку удерживать язык широким и расслабленным. Эффект «одеялка» может заменить удержание на  спинке и кончике языка несколько секунд крупинок сахара или соли, которые ребёнок слизывал с шершавой поверхности пластиковой тарелки или деревянного шпателя.

           При помощи вышеописанных упражнений ребенок лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком), что тоже способствует быстрейшей постановке звуков.

Активные движения языка вызываются ПИЩЕВЫМ подкреплением

1)при раздражении середины губы сиропом, шиповника стимулируют движение языка вперёд, вверх

2)при раздражении углов губ стимулируют боковые движения языком;                                               

Эти приёмы проводятся 2-3 раза ежедневно перед кормлением.

            Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть

Проводя активную гимнастику с детьми, особое внимание уделяют активным движениям языка и губ, которые необходимы для формирования чётких артикулярных движений.. Ребёнка настойчиво обучают ЖЕВАНИЮ, КУСАНИЮ Для этого предварительно проводят массаж жевательной мускулатуры, учат пассивно-активному открыванию рта и пассивно- активно вызывают жевательные движения.

Ребёнок обучается таким ПРОИЗВОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ, как: ПОЦЕЛУЙ, ПОДУЙ, ПЛЮНЬ, ПОКАШЛЯЙ, ЗАКРОЙ ГЛАЗА, ПОКАЖИ ЯЗЫК, УЛЫБНИСЬ, ПОКАЖИ ЗУБЫ, ПОЩЁЛКАЙ ЯЗЫКОМ, ЗАКРОЙ или ОТКРОЙ РОТ, учат ОБЛИЗЫВАТЬ верхнюю и нижнюю губы СЛИЗЫВАТЬ из углов рта для чего используют сироп шиповника, варенье.Упражнения проводятся ежедневно по 3 минуты

 

Категория: Консультация логопеда | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 1669 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/19
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: