Главная » Файлы » Для родителей » Консультация логопеда |
29.09.2016, 09:50 | |||||
Дифференцированный массаж артикуляционной мускулатуры (проводится в «рефлекс-запрещающей позиции: положение тела, ребёнка, при котором патологические тонические рефлексы не проявляются вовсе, либо проявляются минимально). В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песенки, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой. В случае гиперчувствительности оральной области предворительно можно проводить нежные прикосновения к плечам, шее, лбу, щекам ребенка, постепенно приближаясь к ротовой полости. Настроить ребёнка на положительный эмоциональный фон перед массажем можно, например, с помощью игры- забавы «Звонок». Произносится нараспев: - «Стенка, стенка» (мягкие щекочущие прикосновения к щекам), Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка. Не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения. В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлекса Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укреплениеc лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4—5 легких движений их сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными. Расслабляющие c движения поглаживания не смещают кожные покровы. Движения повторяются 8—10 раз. Область лица
Упражнения для мышц губ по 5-8раз, при сомкнутых зубах (взрослый придерживает уголки нижней челюсти)
Упражнения для управления нижней челюстью
При регидности скуловых мыщц или рефлекторно-насильственном открывании рта (при выраженных орально-моторных синергиях) рекомендуется для расслабления мышц производить вибрацию в челюстных ямках (ставим одновременно два пальца одной руки в углах челюсти и производим вибрирующее движение до расслабления, мягко убираем пальцы и производим челюстью ребёнка несколько смыкающе-размыкающих движений: АААА_МА_МА_МА, АААА_БА_БА_БА). Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне тела. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями Язык При ДЦП для расслабления мышц языка производится
. Желательно массировать участок языка от кончика до середины (чтобы не вызвать рвотного рефлекса). При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные. Они должны быть направлены:
Далее следует ощипывание и растягивание краев языка. Упражнения для мышц языка
При помощи вышеописанных упражнений ребенок лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком), что тоже способствует быстрейшей постановке звуков. Активные движения языка вызываются ПИЩЕВЫМ подкреплением 1)при раздражении середины губы сиропом, шиповника стимулируют движение языка вперёд, вверх 2)при раздражении углов губ стимулируют боковые движения языком; Эти приёмы проводятся 2-3 раза ежедневно перед кормлением. Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть Проводя активную гимнастику с детьми, особое внимание уделяют активным движениям языка и губ, которые необходимы для формирования чётких артикулярных движений.. Ребёнка настойчиво обучают ЖЕВАНИЮ, КУСАНИЮ Для этого предварительно проводят массаж жевательной мускулатуры, учат пассивно-активному открыванию рта и пассивно- активно вызывают жевательные движения. Ребёнок обучается таким ПРОИЗВОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ, как: ПОЦЕЛУЙ, ПОДУЙ, ПЛЮНЬ, ПОКАШЛЯЙ, ЗАКРОЙ ГЛАЗА, ПОКАЖИ ЯЗЫК, УЛЫБНИСЬ, ПОКАЖИ ЗУБЫ, ПОЩЁЛКАЙ ЯЗЫКОМ, ЗАКРОЙ или ОТКРОЙ РОТ, учат ОБЛИЗЫВАТЬ верхнюю и нижнюю губы СЛИЗЫВАТЬ из углов рта для чего используют сироп шиповника, варенье.Упражнения проводятся ежедневно по 3 минуты
| |||||
Просмотров: 1669 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |