Главная » Файлы » Для родителей » Консультация логопеда

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с нарушениями развития
26.09.2017, 13:52

Способность ребенка к общению, главным образом, зависит от взаимодействия со взрослым, чутким к его потребностям и изменениям в поведении. Первые разговоры состоят не из обмена словами, а из обмена действиями. Этот обмен действиями и является основанием для развития желания общаться, порождая представления о значении коммуникативных актов и устанавливая "правила" коммуникативного обмена.

С первых месяцев жизни ребенка взрослые приписывают ему способности более сознательного общения, чем это есть на самом деле. Однако это важный факт, потому что взрослые с готовностью реагируют на детские "сообщения" и ребенок учится понимать, как влияет его поведение на поведение других. Это и есть начало общения. Например, когда ребенок начинает говорить: "Да, да", - он лишь экспериментирует со звуками. Когда родители постоянно интерпретируют эти звуки как выражение согласия и ведут себя соответственно, ребенок запоминает, зачем эти звуки надо использовать. То же самое верно и относительно невербального общения. Ребенок учится поднимать руки, чтобы сообщим: "Я хочу, чтобы меня взяли на руки", только после многократно повторяющегося опыта - когда он поднимает руки, его берут на руки, интерпретируя этот жест как желание ребенка оказаться на руках у родителей.

Разного рода нарушения затрагивают голосовое и двигательное поведение, которое обычно закладывает основу для ранних коммуникативных актов. Так как двигательные нарушения ограничивают поведенческие возможности ребенка, взрослые могут перестать приписывать ребенку сознательное общение, вследствие чего частота их общения с ребенком может сократиться, замедляя развитие у ребенка сознательного общения. Поэтому особенно важно, чтобы взрослые, ухаживающие за ребенком с физическими нарушениями, сохраняли чуткость к сменам поведения ребенка, которые можно интерпретировать и в дальнейшем для общения.

Часто говорите с ребенком в течение всего дня. Сначала ребенок будет просто смотреть на вас. Попытайтесь вызвать улыбку, усилив мимику и жестикуляцию во время разговора или щекоча ребенка. Вскоре достаточно будет просто заговорить с ребенком, чтобы вызвать улыбку.

Не нужны никакие методики, чтобы научить ребенка голосом выражать свой протест или неодобрение, но важно правильно реагировать на эти проявления.

Когда при естественном ходе событий выдаете ребенку что-то, чего он не любит (например, новую для него пищу), появляется незнакомый громкий шум, ребенок ушибается или испытывает иное потрясение, соответственно реагируйте на плач и на проявление протеста. Плач и другие звуки, выражающие протест, могут быть началом простейших реакций на ситуации, но быстро становятся сознательными коммуникативными актами, если взрослые реагируют на это, как на общение.

Понаблюдайте, что привлекает внимание ребенка в течение дня. Когда ребенок смотрит на конкретный предмет, пытается его достать или издает звуки, поговорите с ним о предмете, поднесите его к предмету, чтобы он мог рассмотреть его поближе, покажите на него или возьмите и дайте ребенку. Такие действия дают ребенку понять, что и вам интересен этот предмет, который вызвал интерес у него. Чем активнее вы стремитесь удовлетворить интерес ребенка, тем чаще он будет пытаться общаться с вами.

Поиграйте с ребенком в игру типа: "По кочкам, по кочкам" (подбрасывая ребенка, сидящего на вашем колене) или в "Ладушки" (хлопая в ладоши). Полезно останавливаться во время игры и смотреть, станет ли ребенок просить вас продолжить. Это он может сделать с помощью разных сигналов, например, при первой игре - подскакивая на вашем колене, а во второй - беря ваши руки и пытаясь ими хлопать. Как только вы убедитесь, что ребенок дает вам сигнал продолжать, начинайте игру с начала. Если ребенок не дает сигнала, попробуйте ему подсказать. Например, можно покачать ребенка, вместо того, чтобы подбрасывать его, что поможет ребенку начать двигаться. Когда он начнет двигаться, возобновите игру.

Заставляйте игрушку "уходить", дуя на нее, толкая ее, сбрасывая ее вниз и т.д. Пока ребенку интересна игра, пусть игрушка "останавливается". Посмотрите, что ребенок будет делать. Он может дать вам сигнал продолжать, глядя то на вас, то на игрушку или издавая звуки, толкая игрушку к вам или как-то по-другому. Как только вы убедитесь, что ребенок дает сигнал к продолжению, немедленно возобновите игру.

В течение всего дня, взаимодействуя с ребенком, начинайте с ним игру. Это могут простые имитации того, что делает ребенок (например, какого-то издаваемого им звука, стука по столу). Подождите, пока ребенок повторит свое действие или комплекс действий или слов. Это упражнение закрепляет навык игры по-очереди. Понаблюдайте, ждет ли ребенок, пока вы в свою очередь совершите действие.

Лучший способ научить ребенка ждать, пока вы сделаете что-то в свою очередь - часто показывать ему "модель" такого поведения. По сути, подражая ребенку и ожидая, пока он повторит свое действие, вы показывает ребенку, как играть по очереди и как весело это может происходить.

Ухаживая за ребенка и вступая во взаимодействие с ним в течении дня, обращайте внимание на то, как ребенок выражает интерес. Говорите о предметах или людях, привлекающих внимание ребенка, подносите ребенка к ним или к нему. Понаблюдайте, подтвердит ли ребенок свой интерес во время вашей речи, глядя то на вас, то на заинтересовавший его предмет.

Начните пробовать расширять интересы ребенка. Показывайте ему или подносите его к тому, что интересно вам, и говорите с ребенком об этом. Понаблюдайте, станет ли ребенок слушать и фокусировать свое внимание на предмете, о котором вы говорите.

Особый упор сделайте на том, чтобы говорить что – то ребенку каждый раз, когда он устанавливает с вами зрительный контакт. Если это случается не часто, наклонитесь над ребенком и ждите, пока он на вас посмотрит. Затем начинайте говорить. Не нужно говорить дольше нескольких секунд, но пытайтесь сделать так, чтобы ребенку было интересно. В течение дня делайте это почаще.

Обратите внимание на произносимые ребенком звуки. В начале жизни младенец склонен к беспокойному состоянию, и поэтому он кричит громче, если на него не обращают внимание. Постепенно ребенок учится тому, что чем громче он кричит, тем быстрее получает результат, и он начинает совершать более интенсивные вокализации (например, плач, визг), чтобы дать знать о сильной потребности или издаваемых звуков для отражения силы желания, реагируйте по-разному на разные виды вокализации; особенно быстро реагируйте на самую громкую (например, громкий, пронзительный визг).

Обратите внимание на попытки ребенка общаться как голосом, так и жестами и знаками. Попробуйте угадать из контекста, чего хочет ребенок, если вокализация несознательна или произносимые звуки не ясны. Проверьте ваши догадки, спросив ребенка (например, «Ты хочешь сока? Дать сока?»), и продолжайте отгадывать пока не придете к правильному варианту. Помогите ребенку понять, что вы уважаете его просьбы и отвечаете на них. Повторяйте то, что вы поняли из попыток коммуникации ребенка; это поможет ему делать жесты точнее и артикулировать слова правильнее и четче.

После того как ребенок начинает вокализировать интонационные модели (что-то похожее по звучанию на предложение), обычно не требуется много времени, чтобы в такой вокализации начали различаться слова. Внимательно слушайте, пытайтесь выделить значение, вкладываемое ребенком в вокализацию, и реагируйте соответственно.

Когда ребенок использует для коммуникации предложения из 1-2 слов, расширяйте речевой опыт использованием предложений из 2-3 слов. Например, если ребенок смотрит на вас и говорит: «Садись», - сядьте и скажите: «Мама села». Как только ребенок научиться использовать предложения из двух слов, расширяйте задание до 3-4 слов в предложении.

Часто вовлекайте ребенка в ролевую игру. Например, говорите за кукол, мягких зверушек, пусть они совершают знакомые ребенку действия (например, еда, укладывание спать, купание), пусть задают ребенку вопросы или как-то иначе вовлекают его в игру.

Вовлекайте ребенка в разговор. Говорите о том, что ребенок делает или что делал сегодня. Внимательно слушайте, что ребенок пытается вам рассказать. Повторяйте за ним то, что вы поняли, чтобы проверить правильность ваших догадок. Задавайте ребенку вопросы о том, чего он хочет, что делает и т.д.

 

 

Категория: Консультация логопеда | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 568 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/19
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: