Главная » Файлы » Для родителей » Консультация логопеда

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе естественных жизненных ситуаций
03.07.2023, 11:06

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе естественных жизненных ситуаций

Важнейшим условием развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста является использование повседневных, естественно возникающих ситуаций в системе коррекционной работы. Исследования предыдущих лет показали, что формирование коммуникативных навыков у маленьких детей недостаточно эффективно, если процесс обучения основан на выполнении жестко структурированных упражнений и заданий и протекает исключительно в рамках терапевтических занятий (Lovaas, Simmons, Koegel, Stevens-Long, 1973). В этом случае, формирующиеся навыки оказываются нефункциональными, изолированными от ежедневно возникающих социальных ситуаций и не используются детьми в условиях повседневной жизни. Использование ежедневных жизненных ситуаций в коррекционной работе с целью формирования коммуникативных навыков позволяет ребенку осуществить перенос формирующихся навыков в различные социальные контексты.

Для реализации данного условия взрослый, находящийся с ребенком, должен рассматривать каждую ситуацию как потенциальную возможность для построения коммуникативного взаимодействия. Это требует предельной внимательности по отношению к поведению и эмоциональным реакциям ребенка. Если взрослый заметил, что ребенок заинтересован чем-либо или готов к взаимодействию, он должен найти возможность для налаживания коммуникативного процесса.

Использование повседневных, естественно возникающих ситуаций осуществляется с учетом потребностей и интересов ребенка. Важно то, что в подобных ситуациях происходит естественное подкрепление его коммуникативных высказываний; в качестве вознаграждения выступает результат речевой активности ребенка – выполнение его желания, намерения, непосредственно связанного с данной ситуацией. Это позволяет ребенку понять, что произнесенное слово или фраза приводит к определенному результату; что с помощью речевого высказывания можно повлиять на поведение других людей и достичь желаемого.

Естественные жизненные ситуации (ЕЖС) – это повседневные жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников и протекающие в естественной среде (Казьмин А.М., 2015).

Естественная среда – это то место, где люди живут и где они обычно бывают.

Естественная среда – это ежедневные дела, привычная деятельность.

Естественная среда – это люди, которые осуществляют заботу и уход за ребенком.

Ежедневные жизненные ситуации – это такие виды активности, которые происходят с ребенком с определенной регулярностью, часто для обозначения ежедневных жизненных ситуаций применяется термин «рутины».

Ежедневные жизненные ситуации/рутины являются важным контекстом в обучении новому опыту детей.

Однако не любую активность можно отнести к рутинной, рутиной является такая активность, которая имеет следующие характеристики:

- активность является частью ежедневной жизни;

- это общепринятый, типичный способ выполнять данную активность;

- активность выполняется регулярно, часто повторяется;

-активность имеет определенную последовательность и предсказуемость в выполнении;

- активность имеет начало и конец;

- активность имеет ожидаемый результат;

- активность выполняется в определенное время и имеет место для проведения;

- в результате многократного повторения активность заучивается, выполняется механически.

Таким образом, к повседневным рутинам (естественным жизненным ситуациям) относятся:

- время, когда ребенок просыпается;

- туалет / смена подгузника;

- умывание / мытье рук;

- одевание / раздевание;

- прием пищи;

- сборы и выход на прогулку / прогулка;

- поход в магазин;

- самостоятельная одиночная игра ребенка;

- совместная игра со взрослым человеком;

- досуг (разговоры, чтение книг, просмотр телевизора, рисование и т.п.);

- поход к друзьям и прием гостей у себя дома;

- купание;

- засыпание и сон.

Повседневные дела (рутины) включают в себя автоматизированные действия.

В процессе формирования навыка имеется несколько этапов:

1. Выделение внутри навыка отдельных простых операций (действий).

2. Многократное повторение действий (тренировка).

3. Образование в головном мозге устойчивых связей и «программы» действий.

4. Автоматизация навыка.

Развитие основных навыков обычно встроено в ежедневную деятельность семьи и организаций, которые посещает ребенок. Таким образом, он тренируется и осваивает новый навык во время взаимодействия с другими людьми, с окружающим его миром.

Чтобы ребенок учился в рутине, она должна хорошо протекать или другими словами быть ресурсной. Во время ресурсной рутины: ребенок ощущает себя спокойным, он вовлечен в рутину, сосредоточен на ней, проявляет желание что-то делать самостоятельно, общается со взрослым. В этом случае ребенок будет с желанием учиться самым разным навыкам.

Приведем несколько примеров развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста в естественных жизненных ситуациях.

Так, для формирования базового коммуникативного навыка «просьба о повторении действия» мы можем поиграть с ребенком в его любимую игрушку, например, юлу. Каждый раз, перед тем как завести юлу, мы произносим «еще», либо «заведи еще». Когда ребенок привыкает к ходу игры, кладем свою руку на ручку юлы, но не заводим ее. Смотрим на ребенка и ждем, когда он попросит повторить действие. Если ребенок затрудняется самостоятельно выразить просьбу о повторении игрового действия, даем ему подсказку. Когда ребенок произносит «еще», сразу же выполняем его просьбу, поощряя высказывание. Повторяем данную игру несколько раз, уменьшая количество подсказок. Для автоматизации данного навыка используем большое количество аналогичных ситуаций.

Для формирования умения попросить предмет / игрушку мы показываем машинку, но не даем ее ребенку. Смотрим на ребенка и ждем, когда он выразит просьбу. Если ребенок затрудняется, даем ему подсказку: «Дай машину» (или «Дай»). Когда ребенок выразит просьбу, сразу же отдаем машинку, поощряя его коммуникативное высказывание.

Повторяем аналогичные упражнения большое количество раз с другими предметами, уменьшая количество подсказок.

Умение выразить согласие можно формировать следующим образом.

Вместе с ребенком во время прогулки подходим к качелям и наблюдаем за его реакцией. Если ребенок хочет покачаться на качелях, спрашиваем, называя его по имени: «…, ты хочешь покачаться на качелях?». Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, даем ему подсказку: киваем головой и говорим: «Да», «Да, хочу», «Да, я хочу покачаться» и т.д. Когда ребенок повторит высказывание и жест, помогаем ему залезть на качели и качаем его. Повторяем аналогичные упражнения много раз, сокращая подсказки, до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно выразить согласие.

В случае если коммуникативные навыки ребенка находятся на довербальном уровне развития, мы рекомендуем использовать жесты. Жесты помогают лучше понять значения слов — например, «большой», «маленький», «один» и др. При обучении ребенка простым выразительным жестам нужно помнить, что использовать можно только естественные общеупотребительные жесты, понятные всем представителям данной культуры. Не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка. Также следует помнить, что в норме выразительные жесты являются вспомогательным средством общения между людьми и употребляются ограниченно. В таблице перечислены некоторые общеупотребительные жесты.

На! (предложение)

 Протягиваем раскрытую ладонь.

Дай! (просьба)

 Несколько раз сжимаем пальцы раскрытой ладони в кулак.

Да (согласие)

 Один или несколько раз киваем вверх-вниз.

Нет (отрицание)

 Один или несколько раз киваем слева направо или машем прямо ладонью из стороны в сторону.

Там (указание направления)

 Показываем указательным пальцем на предмет.

Сюда! (подзывание)

 Взмахиваем ладонью по направлению к себе.

Хорошо! (одобрение)

 Сжимаем пальцы в кулак, большой палец поднимаем вверх. Молодец!

Молодец! (одобрение, похвала)

 Гладим ребенка по голове.

Ай-ай-ай! (порицание)

 Сжимаем пальцы в кулак, а указательный палец выпрямляем, машем рукой вверх-вниз.

Тихо! (призыв к молчанию, тишине)

 Прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам.

Баю-бай (спать пора)

 Смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем.

Привет! (здороваемся)

 Берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии от другого человека) машем рукой из стороны в сторону.

Пока! (прощаемся)

 Поднимаем руку и машем ладонью вверх-вниз.

Большой (обозначение величины)

 Разводим руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны).

Маленький (обозначение величины)

 Приближаем друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки).

Много (обозначение количества)

 Широкий обводящий жест рукой.

Мало (обозначение количества)

 Неширокий обводящий жест рукой или сложить ладони горсткой.

Один (обозначение количества)

 Показать указательный пальчик.

«Умный пальчик»

 Это указательный палец руки ребенка.

Таким образом, повседневная рутина обеспечивает маленьким детям оптимальный контекст для приобретения и совершенствования навыков, потому что она повторяющаяся, предсказуемая, функциональная и содержательная. Также регулярность выполнения рутинных действий в течение продолжительных периодов времени позволяет ребенку узнать о последствиях своего поведения. В отличие от традиционных индивидуальных занятий включение обучения в рутину способствует обобщению и сохранению навыков в других видах деятельности (BRUDER, 2010). Специалисты имеют ограниченное количество часов контакта с ребенком, в то время как родители контактируют с ребенком 10-12 часов каждый день, поэтому у родителей есть большие возможности для улучшения развития своего ребенка.

 

 

 

Категория: Консультация логопеда | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 113 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: