Главная » Файлы » Для родителей » Консультация методиста ЛФК

Роль функции руки в коррекции развития ребенка
06.04.2018, 10:12

«Движение может заменить лекарство,

но ни одно лекарство не заменит движения».

Всем известно широкое представительство руки в головном мозге, причем особое место принадлежит первому пальцу. Вспомним, что только одно существо в мире способно сознательно противопоставить и соединить первый палец со всеми остальными. Если же это движение ребенок сделать не может, то невозможно и равномерное становление психических процессов. В свою очередь, для развития интеллекта ребенок должен учиться. В том числе взять перо, карандаш или кисточку и рисовать, писать, собирать мозаику и т. д. То есть совершать действия, связанные с работой мелкой моторики. Однако любое такое движение выполнимо, если обеспечивается оппозицией первого пальца. Если же обучать ребенка на фоне патологически приведенного первого пальца, то этот дефект неизбежно закрепляется в головном мозге уже в виде двигательного стереотипа. Поэтому в первую очередь еще раз обратите внимание на руки своего ребенка!  Если первый палец руки не отводится – в этом случае необходимо «восстановить справедливость», обеспечив условия для отведения первого пальца. Для этого потребуется укрепить мышцы-разгибатели запястья. Эти мышцы тренируются с того момента, когда ребенок начинает уверенно опираться на выпрямленные руки.

Таким образом, для нормального функционирования мелкой моторики, прежде всего, необходимо обеспечить опору на руки.

Для мышц, выполняющих роль мышц-стабилизаторов кисти, в свою очередь необходима опора. Стабилизаторы – это группа мышц, которые фиксируют тело в определенном положении. Эту опору данные мышцы находят в вышележащих отделах. Такая цепь состоит из лопатки и ключицы.

Таким образом, роль мышц пояса верхних конечностей в создании условий для функционирования мелкой моторики очевидна. Чем лучше опора, тем увереннее движения рук.

Эволюционные закономерности развития человека и особая роль функций руки в этом развитии.

 При патологиях подобных детскому церебральному параличу страдает, прежде всего, хронологический порядок психомоторного развития, то есть в определенном возрасте ребенок должен удерживать голову, а затем уверенно опереться на вытянутые руки. Если это произошло, то включаются природные механизмы, определяющие дальнейшее развитие ребенка. Формируется костно-мышечная система, необходимая для ползания, сидения, вертикализации. Посредством этого движения укрепляются мышцы спины, формируются физиологические изгибы позвоночника и т. д. Переход ребенка в положение стоя совершается в соответствии с определенными этапами. Такими этапами являются позиции: «на животе с опорой на руки» и «на четвереньках с опорой на руки». У родителей довольно часто присутствует мнение о необходимости ползания как важном этапе развития. Однако, во-первых, ползание прямо зависит от способности опереться на руки (а не наоборот!), а во-вторых, сам по себе процесс ползания у ребенка в норме не является длительным, часто дети встают на ноги, минуя этот процесс. Зато увлечение ползанием, как тренировкой в развитии двигательных навыков приводит к деформациям коленных суставов,  позвоночника и, опять же, созданию порочного стереотипа движения. Таким образом  для успешной вертикализации, прежде всего, необходимо добиться уверенной опоры на руки.

Влияние состояния рук на способность стоять и ходить

Приведенные в области плечевого пояса руки создают препятствия для развития мышц спины и являются одной из главных причин, мешающих ребенку выпрямиться. Тренироваться в ходьбе на таком фоне нельзя Нагрузка на слабый и неподготовленный скелет ребенка приводит к формированию мышечных контрактур и костных деформаций. Затем необходимо тратить гигантские усилия (включая операции) на устранение этих явлений, которые становятся главным тормозом в освоении ходьбы. Ребенок развивается, и его кости продолжают расти. Мышцы, не получая необходимой тренировки, относительно укорачиваются и теряют свои свойства. В любом случае, раньше или позже, такая «ходьба» заканчивается коляской, а радость родителей в том, что «… ребенок пошел» оказывается преждевременной. Очевидно также то, что для того чтобы ребенок уверенно двигался на своих собственных ногах, необходимо целенаправленно и терпеливо пройти все ступени вертикализации. Начало этого пути – освоение позиции «опора на руки». Никакими лекарствами, массажами, операциями заменить этот путь невозможно , как невозможно обмануть природу (природу развития человека в данном случае).

Движения рук и мозг

И. Кант писал: «Рука это – вышедший наружу головной мозг». Своеобразным «питанием» для головного мозга являются импульсы от рецепторов двигательной сферы. Для гармоничного развития необходимо регулярное снабжение мозга такими импульсами. В свою очередь, руки должны регулярно и много двигаться. Достаточно понаблюдать в течение 10–15 минут за движениями здорового ребенка, чтобы понять какой колоссальный уровень дефицита импульсации накапливается у детей с ограниченными двигательными возможностями. Образно выражаясь, – мозг находится в состоянии длительной «голодовки». Необходимо восполнить этот дефицит выполнением упражнений. Также важнейший принцип воздействия на головной мозг при ДЦП посредством движений заключается в большом количестве повторений одного и того же упражнения.

Руки и бытовые навыки

Никого не нужно убеждать в том, что самостоятельность ребенка в быту зависит от функциональных возможностей рук ребенка. От этого зависит его будущее, а также определенная свобода родителей. Тренировка бытовых навыков у ребенка осуществляется через различные игры, в которых должны присутствовать движения, укрепляющие разгибатели запястья и стимулирующие отведение большого пальца. Подобными свойствами, например, обладают предметы, имеющие относительно крупные размеры В ответной реакции ребенок демонстрирует все дефекты, призывающие к немедленной работе по их исправлению.прежде всего, необходимо обеспечить опору на руки.

Влияние состояния рук на дыхание и речь

         Попробуйте привести вовнутрь свои собственные руки и побыть в таком состоянии хотя бы 15–20 минут. Приведенные в области плечевого пояса руки ограничивают движение грудных дыхательных мышц и диафрагмы. С ростом ребенка эти мышцы относительно укорачиваются, а их функциональные возможности существенно снижаются. В результате ребенок не может сделать полноценного вдоха – выдоха. Иногда буквально годами(!) у ребенка сохраняется поверхностное (грудное) дыхание, способствующее застойным процессам в легких, общему ослаблению организма и частым заболеванием. Для того чтобы произносить полноценные звуки, ребенку необходимо обладать, так называемым, «речевым дыханием», при котором выдох в шесть раз длиннее вдоха. Если его нет ,то усилия логопеда являются примером нерациональной траты сил и времени. Необходимо  растягивать грудную клетку и стимулировать работу дыхательных мышц, в том числе – диафрагмы.

Познание самого себя

Наиболее убедительным свойством, отличающим человека от животных, является способность познания самого себя. Ребенок с приходом определенного возраста берет свою ногу в руку и даже пытается пробовать ее на вкус, постепенно познавая себя. Таким образом, процесс познания как важнейшая составляющая психического развития в большой степени зависит от функциональных возможностей рук. Познание самого себя заключается не только в тактильных и визуальных ощущениях. Возможности своего тела ребенок познает посредством накопления дви-гательного опыта. Между тем у детей с ограниченными двигательными возможностями с течением времени накапливается колоссальный дефицит такого опыта. Одним из весьма ценных движений, восполняющих подобный дефицит, является «опора на руки». Эта позиция стимулирует богатое рецепторное поле ладоней, плечевой пояс, а также мышцы-разгибатели спины. Такое динамическое действие ни в коей мере нельзя заменить пассивной стимуляцией ладоней с помощью массажей или прикосновением к различным поверхностям.

Вывод

1. Таким образом, очевидно, что успешность предупреждения развития клиники ДЦП во многом зависит от состояния верхних конечностей. Если не уделить достаточно внимания развитию функции рук, то дальнейшая лечебно-коррекционная работа может зайти в тупик.

 2. «Опора на руки» является не только природной формой укрепления рук, но и ключевой позицией в запуске важнейших механизмов развития ребенка.

 3. Именно руки являются тем «локомотивом», который призван вытащить весь «поезд» неизбежно накапливающихся со временем проблем клиники ДЦП, либо предупредить их, начав интенсивные занятия с руками в (как можно более) раннем возрасте.

 

Используемая литература:

А.Смолянинов, А. Ванчова Нейрокинезитерапия. Рука – мозг, практическое руководство.

Категория: Консультация методиста ЛФК | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 24 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: