Главная » Файлы » Для родителей » Консультация методиста ЛФК

Упражнения на развитие общих двигательных навыков у детей с ОВЗ
10.01.2023, 11:59

Упражнения на развитие общих двигательных навыков

 у детей с ОВЗ( в том числе детей-инвалидов) имеющих отклонение в умственном и физическом развитии раннего возраста.

Занятия по АФК направлены на укрепление здоровья и закаливания организма, восполнение дефицита движений при помощи физических упражнений. Адаптивная физическая культура составляет основу физкультурно-оздоровительного и коррекционно-развивающего сопровождения. Дети с ОВЗ ( в том числе дети-инвалиды) имеющие отклонения в умственном и физическом развитии,  обучаются основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений и навыков. Постепенно повышается работоспособность, вырабатываются нравственные и волевые качества, дети с ОВЗ приучаются к дисциплине и организованности. У таких детей возникает потребность самостоятельно заниматься физическими упражнениями и подвижными играми.

Например, физическая активность способствует улучшению концентрации внимания и учебного поведения у детей с аутизмом и синдромом Дауна. Кроме того, физическая активность оказывает положительный эффект на способность контролировать многие формы нежелательного поведения, характерные для детей с аутизмом.

У детей с ОВЗ ( в том числе детей-инвалидов) имеющих отклонение в умственном и физическом развитии существует взаимосвязь между развитием навыков: моторных, речевых и навыков социального взаимодействия - и академической успеваемостью.

Отдельно нужно отметить, что использование физических упражнений в работе с детьми с особыми потребностями способствует уменьшению непродуктивного, агрессивного, стереотипного, самоповреждающего, разрушительного, а также полевого поведения.

Занятия по адаптивной физкультуре направлены на коррекцию основных движений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, ОРУ с предметами и др. на согласованность движений отдельных частей тела (рук, ног, туловища, головы) и выполнения симметричных и асимметричных движений, а также на согласованность движений и дыхания.

Еще одно важное направление работы — это упражнения на коррекцию и развитие координационных способностей, это ориентировка в пространстве, статическое и динамическое равновесие.

Необходимо отметить, что одновременно должна проходить работа и по развитию мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

Упражнения на восприятие ребёнком собственного тела и отдельных его частей.

Телесное восприятие, или проприоцепция, - это внутреннее ощущение, которое позволяет нам, не глядя на наши части тела, определить, где они находятся.

- «Покажи свои ножки», «Покажи свои ручки», «Наши ручки, ножки» (выполнение действий по инструкции) и др. Упражнения направлены на определение частей тела, где ребёнок показывает где у него находится та или иная часть тела. Это упражнение способствует улучшению знаний о частях тела и стимулирует развитие зрительно-моторной координации, а также эффективно для детей с нарушениями проприоцептивной чувствительности. Данные упражнения можно выполнять стоя перед зеркалом (вы можете находиться сзади или справа, слева от ребёнка).

- «Вращения руками». Помогает ребенку понять, где находятся руки и усвоить различие между правой и левой рукой (усложнённый вариант выполнения упражнения — это поднять левую руку вверх, а правую руку в сторону).

- «Будь внимательным». Потопать правой ногой, затем левой на сенсорной дорожке разного цвета (можно использовать в домашних условиях любые цветовые ориентиры).

          Упражнения на восприятие положение тела в пространстве.

            В течение дня тело ребёнка находится в постоянном движении - некоторые из этих движений он выполняет произвольно, но большинство из них - бессознательные. В каждой позе наше тело демонстрирует равновесие, а также статическую и динамическую гибкость. Когда мы заставляем тело поддерживать равновесие, мы одновременно заставляем работать оба полушария мозга, тем самым способствуя их сбалансированной работе.

- «Похлопай, лежа на мяче (валике)», «Будь внимательным» (выполнение различных команд с руками или ногами: «Ноги в разные стороны, руки вверх, ноги вместе, руки вперёд» и др.) Эти упражнения улучшают проприоцепцию ребёнка, увеличивают гибкость и подвижность плечевого пояса, а также помогут снизить стресс и напряжение в шее.

- «Красиво стоим», «Поймай мяч». Упражнения на равновесие с использованием балансира. Упражнение направленно на улучшение вестибулярного аппарата, а также на стимулирование работы головного мозга, а в частности мозжечка.

- «Полоса препятствий» Упражнения на равновесие. Дома можно перешагивать подушки, коробки от обуви. А на улице ходить по бордюру.

                                   Упражнения на развитие мышечной системы.

            Мышечная сила - это максимальное количество силы, которое человек способен развить в изолированном движении отдельной группы мышц. Её можно измерить с помощью поднятия максимального веса один или два раза.Мышечная выносливость - это способность мышцы прикладывать силу последовательно и многократно в течение определенного периода времени. Типичными упражнениями - являются приседания, отжимания, подтягивания на турнике и поднимание веса 10-15 раз без перерыва.

- Занятия с гантелями, эспандером, гимнастическими мячами, а также другие силовые упражнения способствуют удовлетворению сенсорных потребностей ребёнка. Развитие мышечной системы способствует улучшению сенсорной интеграции и проприоцепции.

- Упражнения с набивным мячом. Упражнения с набивным мячом помогают укрепить мышцы груди, плеч и рук. Дома набивной мяч можно заменить пластиковыми бутылками наполненными различными крупами, песком, солью для ванн и т.д.

- Занятия с фитнес-резинкой и эспандером. Упражнения с эспандерами и фитнес-резинками способствуют улучшению осанки и увеличивают силу мышц спины. Так же упражнения можно выполнять одной рукой - это еще один способ научить ребёнка различать право и лево.

                            Упражнения на укрепление сердечно-сосудистой системы.

            Функциональная способность сердца, легких и сосудов доставлять кислород к работающим мышцам, способствуя тем самым поддержанию продолжительной физической активности.

- Прыжки на батуте. Прыжки на батуте способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой системы, удовлетворяют потребность ребёнка в сенсорной интеграции, помогают укрепить мышцы голеностопов, коленей и бедер. Если во время прыжков попросить ребёнка выполнять прыжки "ноги вместе - ноги врозь" - это не только укрепит мускулатуру, но и активизирует деятельность головного мозга.

- Упражнения на тренажерах. Упражнения на тренажерах так же способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, и одновременно развивают моторную координацию. Сейчас в парках и на детских площадках установлены различные тренажеры, где можно позаниматься со своим ребёнком.

- Бег по ориентиру. Бег по ориентиру не только укрепляет сердечно-сосудистую систему, но и помогает развивать моторное планирование и умение следовать инструкции. Можно использовать разноцветные кегли, кубики и конусы в качестве ориентира.

 

Категория: Консультация методиста ЛФК | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 74 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: