Главная » Файлы » Для родителей » Консультация социального педагога

Эрготерапевтический подход в организации среды и режима ребенка с ОВЗ.
08.07.2021, 17:24

Образ жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе ребенка-инвалида -  основа его здоровья на протяжении всей последующей жизни. Мотивация здорового образа жизни – комплекс мер, направленных на появление у детей с ОВЗ стремления соблюдать правила и нормы здорового образа жизни.

Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Также огромное влияние на качество жизни ребенка с ОВЗ играет правильно организованная, адаптированная под его потребности среда. Специальные приспособления не только облегчат деятельность ребенка, но и существенно ее обезопасят.

Организация сна.

При выборе кровати ребенку необходимо учитывать его двигательные возможности:

• если ребенок беспокойно спит или делает непроизвольные движения, нужны бортики, чтобы он не упал;

• для ребенка, который передвигается на коляске, нужна кровать с регулировкой высоты, чтобы было удобно на нее забираться;

• детям, которые не могут двигаться без поддержки, нужна кровать с регулировкой наклона спинки. Если у кровати есть электропривод, ребенок может сам менять положение своего тела достаточно нажать на кнопку.

• для детей, которые не встают, есть кровати с туалетным устройством.

Детям с легкой формой ДЦП подходит обычная кровать с ортопедическим матрасом. Он поможет держать позвоночник в правильном положении во время сна.

Питаемся правильно!

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у детей с ОВЗ не должны превышать 3,5–4 часов.

Для детей-инвалидов рекомендуется 4–5-разовое питание. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Необходимо обеспечить правильную позу ребенку во время еды.

Двигательная активность и игровая деятельность.

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка с ОВЗ и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у подростков.

Игровое пространство ребенка с ОВЗ должно быть создано с учетом функционального уровня:

• дети с первым уровнем могут ходить, бегать и прыгать;

•со вторым ходят, но не могут оторвать ноги от опоры, например подпрыгнуть;

• дети с третьим уровнем могут сидеть и ползать;

• четвертый уровень дети, которые могут сидеть только с опорой и не удерживают позу без фиксатора;

• пятый уровень лежачие больные.

У ребенка 1 и 2 го уровней игровая зона будет такой же, как у здорового ребенка: мягкие ковры для игр на полу, полки и стеллажи с книгами, игрушками на доступной высоте.

Контейнеры с игрушками следует разместить на полу, чтобы было удобно доставать игрушки.

Если у ребенка слабый захват или нарушена координация рук, можно заменить ручки у комода и шкафа на утолщенные так будет удобно открывать ящики. Острые углы по возможности нужно демонтировать или прикрыть защитными насадками.

Если ребенок не передвигается сам, на полу должно быть как можно меньше мягкого покрытия чтобы колеса коляски не буксовали и не путались. Провода нужно спрятать в кабель-каналы. Также можно постелить мягкие напольные пазлы. Их легко убирать, они собирают меньше пыли, чем ковер, и смягчают падения.

Иногда в игровом пространстве дети играют лежа и полулежа, тогда на полу в этом месте можно оставить мягкий коврик. Еще могут пригодиться большие мягкие кубики: можно опираться на них, складывать на них предметы, до которых нужно дотянуться, или ставить кубики друг на друга.

Если ребенок играет сидя, нужно следить за его осанкой и положением тела. Например, в позе W, или лягушки, суставы находятся в неправильном положении, и есть риск вывихнуть тазобедренный сустав. Чтобы такого не было, под таз кладут клиновидное сиденье его можно свернуть из махрового полотенца.

Организация учебного пространства.

Перед началом процесса обучения или выполнения домашнего задания важно выбрать правильную позу ребенка и зафиксировать ее. Поза должна быть естественной, чтобы не нагружать мышцы и суставы, но при этом позволять ребенку оставаться активным на максимально возможном для него уровне. Ноги должны опираться на твердую поверхность: пол или специальную подставку. Колени, голеностопный и тазобедренный суставы должны находиться под углом 90 градусов.

Парта или стол не должны быть большими, чтобы ребенку не приходилось тянуться к дальним предметам. На столе должны помещаться лампа, подставка для книг и письменные принадлежности. Подставка для книг должна быть устойчивой, а лампу и стаканчики для канцелярии можно повесить на стену, чтобы они нечаянно не упали, но только если ребенку это удобно и он до них дотянется. Если ребенок передвигается на коляске, ему нужен стол, который регулируется по высоте.

Если ребенок не пользуется коляской, ему пригодятся растущий стул, тазовые фиксаторы и жилетки, которые удерживают корпус от заваливания в сторону. Когда ребенок не удерживает себя руками, он может ими что-то делать: писать, рисовать или собирать паззл.

Стационарный компьютер может загрузить пространство, лучше выбрать моноблок: он устойчивый, с большой диагональю и занимает мало места. Ноутбук подходит меньше: его нужно ставить близко к глазам, а непроизвольные движения руками приводят к лишним нажатиям на клавиатуре. У моноблока клавиатуру можно убрать совсем и пользоваться только мышкой.

Рабочее пространство должно быть хорошо освещено, чтобы ребенок  всё видел и мог сконцентрироваться. Настольная лампа нужна такая, чтобы ребенок мог сам ее включать и выключать, например сенсорная.Если у ребенка снижено зрение, рабочую зону можно сделать контрастной: добавить яркие предметы или цветной скотч.

К столу можно дополнительно прикрутить якорь - деревянную или прорезиненную ручку. Она пригодится, если ребенок выполняет задания одной рукой, например, пишет или рисует. В это время вторая рука из-за гиперкинеза может находиться в движении и, чтобы избавиться от дисбаланса, ребенок может ухватиться за якорь.

Грамотно организованное пространство и режим дня ребенка с ОВЗ принесут положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

 

Категория: Консультация социального педагога | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 160 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: