Главная » Файлы » Для родителей » Консультация социального педагога

Использование арт-терапевтических приёмов в коррекционной работе воспитателя с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
30.06.2023, 10:40

Арт-терапия является современной педагогической технологией, применяемой в коррекционной системе образования, и направлена на раскрытие внутреннего мира ребёнка, его потенциальных возможностей. Она не требует от детей создания шедевров, объектов искусства, и ориентирована на стимулирование психических процессов и иных дисфункций посредством применения средств искусства и художественного творчества.

Основной принцип арт-терапии - безоценочное одобрение творческой деятельности. Именно такое отношение и безусловное принятие создают атмосферу доверия.

На занятиях с элементами арт-терапии создается игровое пространство для самовыражения ребёнка, раскрытия творческого потенциала, создания своего неповторимого мира для развития познавательных процессов и самопознания.

Цель проведения занятий с элементами арт-терапии — это гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания, коррекция внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ОВЗ, нарушений речи, двигательных функций.

Применение арт-терапевтических приёмов воспитателем не рассматривается как лечебное воздействие, это, скорее, способы налаживания взаимоотношений детей и взрослых.

Занятия с элементами арт-терапии решают следующие задачи:

  • пробуждают жизненные силы, активизируют внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность,
  • развивают познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности,
  • компенсируют недостающие возможности,
  • помогают формировать навыки  межличностной коммуникации,
  • налаживают внутреннюю целостность и общение с самим собой,
  • оптимизируют личностные качества и ресурсы,
  • обеспечивают социальную адаптацию ребёнка.

Коррекционное обучение с использованием приёмов арт-терапии реализуется на основании соблюдения следующего ведущего принципа: демонстрация ребёнку с ОВЗ его потенциальных возможностей. Понимание своего потенциала ведет к позитивному принятию собственной личности, открывает перед ребёнком новые горизонты, демонстрирует его возможности и способствует формированию адекватной самооценки.

В коррекционной работе воспитателя с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ применяются следующие виды арт-терапии:

  • Музыкотерапия – использование музыки для активизации творческого потенциала ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида, устранение его психоэмоциональных расстройств, снятие нервно-психического напряжения.
  • Изотерапия - рисование красками с использованием разных стилей рисования и инструментов для достижения указанных коррекционных целей.
  • Хромотерапия – воздействие цвета на личность. Она основана на цветовом терапевтическом воздействии на организм ребенка с ОВЗ.
  • Сказкотерапия – чтение и сочинение сказок, оказывающее влияние на эмоциональную сферу и чувства ребёнка с ОВЗ и  ребёнка-инвалида.
  • Имаготерапия – театральная деятельность, использование театральных постановок, проигрывание детьми сцен из сказок, отображение реальных жизненных событий.
  • Песочная терапия – творческая работа с песком: создание фигур из песка, сооружение конструкций разной модификации. Это, также, способствует и развитию мелкой моторики.
  • Куклотерапия – пальчиковый и кукольный театры, создание театрализованных постановок.
  • Фототерапия – использование фотоматериалов в познавательной деятельности, что стимулирует познавательный интерес и повышает эмоциональный настрой на работу.
  • Игротерапия – процесс организации взаимодействия ребенка и взрослого, взаимодействия между детьми посредством использования различных видов игр, ориентированный на активизацию коммуникативной сферы ребёнка с ОВЗ.

Использование арт-терапевтических приёмов в коррекционно-развивающей работе воспитателя даёт возможность проводить более эффективно занятия по коррекции и обучению, позволяет включать детей в общий вид деятельности и взаимодействовать друг с другом. Творческая деятельность доставляет детям множество положительных эмоций, помогает преодолеть робость, страх. Дети получают удовольствие от самого процесса, чувствуют себя нужными, облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми.

  

  

Категория: Консультация социального педагога | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 67 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: