Главная » Файлы » Для родителей » Консультация социального педагога

Профориентационная работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ школьного возраста.
21.07.2023, 15:48

Профориентация - система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого ребёнка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.

Одним из важных компонентов при профориентационной работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии является деловая игра или игровые компоненты, которые позволяют закреплять полученные знания, умения и навыки в практических упражнениях.

Главными задачами по профориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ школьного возраста являются:

- всестороннее развитие личности и активизация детей в процессах определения себя и своего места в мире профессий,

- подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению,

- формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества,

- успешная интеграция в социум.

 Профориентационные игры являются эффективной формой профориентационной работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ школьного возраста.

Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию детей в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, так как во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.

 В игре, как естественной форме обучения, изначально заложен огромный потенциал – она стимулирует познавательную активность учащихся, даёт возможность получить знания в доступной форме, на практике приобрести навыки принятия решения, способствует формированию умения работать в команде. В игре формируется интерес к знаниям, расширяется информационное поле учащихся. Так же игровая деятельность, сочетаясь с трудом и учением, способствует формированию характера и развитию воли и интеллекта (А.И. Горькой).

 Целями профориентационной игры являются:

1. Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу.

2. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей.

3. Анализ и осмысление профессиональных перспектив и профессиональных качеств.

4. Управление личным профессиональным планом.

5. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств.

1.Профориентационные занятия с элементами игры.

Профориентационные занятия позволяют в игровой форме сформировать у подростков основные понятия в выборе квалификации, развивают у детей представления о многообразии мира профессий, воспитывают у них уважение к труду, дают возможность представить доступную информацию о разных профессиях.

 Направления работы:

1.Ознакомление детей с конкретными профессиями (столяр, электрик, мультипликатор, журналист, программист и др.).

2.Расширение профориентационной грамотности, позволяющие ответить на вопросы (Что такое профессия, какие бывают типы профессий, что влияет на выбор будущей профессии, какие типы учебных заведений существуют, факторы и мотивы выбора будущей профессии).

2.Игры по профориентации.

Профориентационные игры позволяют в игровой, интерактивной форме познакомить детей с основными понятиями при выборе будущей  профессии, самоопределении на рынке труда и  при подготовке к профессиональному обучению, а также возможность расширения кругозора в многообразном мире профессий.

  1. «Определи название и тип профессии»

Ребёнку предлагается по картинке определиться с названием и типом профессии. Например: Профессия – программист

Тип профессии – человек - знаковая система)

  1. «ПрофХ»

Настольная игра «ПрофХ» — это инновационный инклюзивный приём активизации профессионального самоопределения детей и подростков, разработанная АНО «Центр развития образовательных технологий», игра «ПрофХ» сочетает в себе познавательный и досуговый компоненты и позволяет развивать важные для будущей трудовой деятельности коммуникативные навыки, навыки целеполагания, системного мышления, аналитические и творческие способности, а также способствует повышению мотивации к труду и саморазвитию.

3.«Угадай профессию»

Ребятам предлагается по характеристике угадать о какой профессии идёт речь

Например:Оказывает ветеринарную помощь домашним и сельскохозяйственным животным, животным в цирках и зоопарках, предупреждает заболевание животных, проводит мероприятия по повышению их продуктивности, по обеспечению населения высококачественными продуктами (Ветеринар)

4.«Самая - самая».

Нужно назвать те профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, какие профессии являются самыми - самыми сладкими? (кондитер, кулинар).

Назовите профессии:

1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

4. Самая красивая (парикмахер, визажист, ювелир, художник...)

5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

6. Самая чистая (уборщица, дворник...)

7. Самая смешная (клоун, пародист...)

8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

10. Самая железная (металлург, токарь, литейщик...)

5.«Волшебный мешочек».

В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями (ручка, указка, половник, калькулятор и др.) Вытаскивая предмет, ребенок должен угадать, люди какой профессии пользуются этим предметом и для чего существует данный предмет.

Для детей более старшего возраста можно усложнить: не заглядывая внутрь мешочка, только на ощупь - ребята должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.

6.Игра «Профессия на букву».

 Ребята достают карточку с определенной буквой и называют профессию на данную букву ("У" – учитель, "В" – воспитатель)

  1. Игра «Профессиональные качества»

Детям предлагается отгадать профессию по определённым качествам и навыкам, присущих той или иной профессии.

Ведущий: Ребята, вы уже увидели, что профессий существует огромное множество. Представитель каждой профессии обладает определёнными профессиональными качествами. Сейчас по описанию профессиональных качеств мы попробуем с вами догадаться, о какой профессии идёт речь.

-ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ,

-УМЕНИЕ УЧЕБНЫЙ ПРЕПОДНЕСТИ МАТЕРИАЛ,

-ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ,

-АККУРАТНОСТЬ,

-ТАКТИЧНОСТЬ,

-АРТИСТИЧНОСТЬ,

-ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ,

-ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ,

-ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

(ПЕДАГОГ , УЧИТЕЛЬ)

8.Игра «Поймай – скажи»

Дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии.

Образец:

врач – лечит;

художник – рисует;

повар – варит;

 пожарный – тушит;

парикмахер – стрижёт,

дворник – метет,

таксист – везёт пассажиров,

писатель – пишет книги.

учитель – учит детей.

9.«Реклама профессии»

Командам даётся определённая профессия. Их задание – прорекламировать профессию, показать, почему эта профессия востребована, в чем её плюсы, почему нужно работать по этой профессии.

Профессии: КАМЕНЩИК, ВОСПИТАТЕЛЬ, ПОВАР, ВОДИТЕЛЬ.

10. Пословицы и профессии

Детям предлагаются карточки с пословицами, и они должны объяснить её смысл.

Пословицы о труде

1. Труд человека кормит, а лень – портит,

2. Терпенье и труд - все перетрут,

3. Маленькое дело лучше большого безделья,

4. Какова пряха – такова на ней и рубаха,

5. Каков мастер, таково и дело,

6. Без топора не плотник, без иглы – не портной,

7. Какова пряха – такова на ней и рубаха,

8. Одно дело делаешь – другое не порть,

9. Умей начать, умей и закончить,

10. Всякое дело мастера боится

  1. «Угадай профессию. Крокодил».

Педагог раздаёт карточки с указанной там профессией.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Остальные присутствующие должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий:

1. Плотник

2. Пилот

3. Жонглер

4. Штукатур

5. Доярка

6. Швея

7. Врач

8. Художник

9. Парикмахер

10. Модель

  1. Игра «Бюро находок»

Педагог предлагает детям  картинки с изображениями предметов, орудий труда либо сами предметы.

Ведущий: Мы с вами находимся в бюро находок. Эти предметы когда-то принадлежали людям разных профессий. Надо определить, кому они принадлежали

• колесо

• кирпич

• игла, таблетки

• нитки

• мука

• мел, указка

• ножницы и др.

Ответы:

• Водитель

• Каменщик, строитель

• Врач, доктор

• Портной, швея

• Повар, пекарь, кондитер

• Учитель, педагог

• Парикмахер

 

Категория: Консультация социального педагога | Добавил: Saloedoff
Просмотров: 51 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: